Сергей Вересков, шеф-редактор блога Storytel, рассказывает о книжных новинках, достойных внимания: скандинавский триллер, канадский детектив, переосмысленный античный миф, «биография» нуара и многое другое.
«Горький апельсин», Клэр Фуллер
Хоть британский триллер Клэр Фуллер развивается неспешно и размеренно, книга быстро затягивает слушателя в свой мир и держит в напряжении до самого конца. Для этого в романе есть все, что необходимо. Место действия – обветшавший аристократический особняк, все еще красивый, но заброшенный.
По работе сюда приезжает Фрэнсис Джеллико – 39-летняя женщина, у которой недавно после тяжелой болезни умерла мать. Она с трудом находит общий язык с людьми и все никак не может вырваться из мира прошлого. Неудивительно, что ее внимание привлекла пара, также поселившаяся в особняке, – Питер и Кара. Они неприлично хороши собой и, кажется, наслаждаются друг другом. Фрэнсис подпадает под их обаяние и начинает следить за ними. Само собой, по ходу развития сюжета выяснится, что у обитателей особняка есть свои мрачные секреты
«Закон не ищет истину, главное тут – кто сумеет рассказать более убедительную историю. Эту игру нужно освоить побыстрее, если хочешь победить, даже если всем остальным кажется, что ты уже проиграла».
Клэр Фуллер, «Горький апельсин»
«Изгои», Сьюзен Хинтон
Роман Сьюзен Хинтон был опубликован в 1967 году и не только быстро стал бестселлером, но и вошел в историю американской литературы. Фрэнсис Форд Коппола в 1983 году снял по книге одноименный фильм, и он также получил статус культовой ленты.
В России, однако, роман вышел лишь недавно. «Изгои» – история о Понибое Кёртисе. Он входит в банду грязеров – подростков из неблагополучных семей. Им противостоят вобы – представители благополучной молодежи. Однажды друг Понибоя становится виновником смерти парня из вобов – после этого жизнь главного героя и его близких уже никогда не будет прежней.
«За шестнадцать лет на улицах многому можно научиться. Но не тому, чему нужно учиться, не тому, что хочется. За шестнадцать лет на улицах многое можно перевидать. Но не то, что стоит увидеть, не то, что хочется».
Сьюзен Хинтон, «Изгои»
«Пули, кровь и блондинки. История нуара», Андрей Васильченко
Андрей Васильченко написал объемное и увлекательное исследование об истории нуара – речь, конечно, в первую очередь идет о жанре кино, однако автор не упускает возможности заглянуть и в изобразительное искусство, и в литературу, чтобы раскрыть тему со всех сторон.
Что важно: хоть книга и относится к нон-фикшен, она читается легко, словно хороший детективный роман, где главная загадка – привлекательность и притягательность нуара для аудитории. Экскурс в историю, анализ социальных факторов, влияющих на искусство, разбор ключевых фильмов, сопоставление старых и новых лент – все это есть в исследовании Васильченко, так что о нуаре вы получите максимально полное представление.
«На уровне психоанализа нуар является отражением наших подсознательных страхов, наших темных мыслей, наших худших кошмаров».
Андрей Васильченко, «Пули, кровь и блондинки. История нуара»
«Айрис Грейс. История особенной девочки и особенной кошки», Арабелла Картер-Джонсон
Важная книга о безусловной родительской любви к своему ребенку и его принятии. Айрис Грейс – девочка, страдающая аутизмом. Диагноз ей поставили, когда она была совсем маленькой, и с тех пор жизнь всей семьи изменилась.
Мама Грейс оставила карьеру и посвятила себя дочери. Она подробно, шаг за шагом, рассказывает о своем опыте воспитания особенного ребенка. Грейс оказалась необычно одаренной. Она открыла в себе талант художника, а ее картины полюбили Анджелина Джоли, Зоуи Дешанель и Эштон Катчер. Отдельным героем в семье стала кошка Тула, которая помогла Грейс адаптироваться к социальной жизни.
«Каждый раз, когда дочка приближается к кому-нибудь, ее называют по имени, и она уносится в безопасное место. Я следую за ней, чтобы утешить, но она отталкивает меня, ее глаза наполняются слезами, как и мои».
Арабелла Картер-Джонсон, «Айрис Грейс. История особенной девочки и особенной кошки»
«Безумно богатая китайская девушка», Кевин Кван
Вторая часть «любовной эпопеи» Кевина Квана – трилогия с момента выхода первой книги успела превратиться в сериал и обрести бешеную популярность во всем мире. Из романа мы узнаем развитие истории любви Ника, наследника влиятельного китайского рода, и Рейчел, обычной американки азиатского происхождения.
Сюжет закручивается с новой силой, когда становится ясно, что возлюбленная Ника также имеет отношение к сильным мирам сего – она росла без отца, и теперь выясняется, что ее родственники принадлежат к элите китайского общества. В остальном антураж остается прежним: роскошная жизнь богачей, гламурные будни, вездесущие сплетни и потрясающее людское расточительство.
«В наши дни все клянутся, что являются миллионерами, однако ты не миллионер, пока не потратишь свои миллионы».
Кевин Кван, «Безумно богатая китайская девушка»
«Там, где раки поют», Дэлия Оуэнс
Главная героиня книги Дэлии Оуэнс – Киа Кларк, девушка, живущая в одинокой хижине на болоте в Северной Каролине. Поэтому в ближайшем городке ее и прозвали Болотной Девчонкой.
Мать из-за жестокого отца ушла из семьи, когда героиня была совсем маленькой, а следом за матерью по свету разбрелись сестры и братья Кларк. В конце концов, в хижине на болоте она осталась одна. Окружающая природа стала ее домом, а животные – друзьями. Впрочем, с людьми ей также пришлось находить общий язык, однако далеко не всегда это заканчивалось добром. Однажды в округе находят тело местного героя-любовника, и все жители начинают подозревать девушку в преступлении.
Книга Оуэнс подкупает своей атмосферой – биолог по образованию, она с такой любовью описывает окружающую природу, что сложно не поддаться очарованию текста. Кстати, этот роман привел в восторг Риз Уизерспун, и по ее наводке книгой заинтересовались голливудские продюсеры.
«Ты пойми, любовь далеко не всегда бывает счастливой. Но даже несчастная любовь связывает нас с людьми, а ведь это главное, что есть у нас в жизни, – узы».
Дэлия Оуэнс, «Там, где раки поют»
«Песнь Ахилла», Мадлен Миллер
«Песнь Ахилла» – дебютный роман американской писательницы Мадлен Миллер, за который в 2012 году она получила престижную премию «Оранж». Тогда же и началась ее слава: стоит отметить, что ее второй роман, «Цирцея», вышедший в 2018 году, также стал большим литературным событием – к слову, по нему HBO Max снимут мини-сериал.
Мир Древней Греции для Миллер – естественная среда обитания. Как специалист по античной литературе, в ней она чувствует себя абсолютно свободной. В «Песни Ахилла» Миллер обращается к знаменитому мифу о великом воине, не столько переосмысливая и «перелицовывая» его на новый лад, сколько смещая акценты. В интерпретации писательницы история получилась не про эпичные битвы и не про героические поступки (хотя и без этого не обошлось), а про хрупкое, сложное и противоречивое чувство любви.
Отдельный повод обратить внимание на книгу – отличный перевод Анастасии Завозовой, главного редактора Storytel.
«Он имел в виду именно то, что говорил, и был озадачен, если ты не вел себя так же. Некоторые, возможно, страдали от его прямоты. Но разве это не признак своего рода гения – ранить в самое сердце?»
Мадлен Миллер, «Песнь Ахилла»
«Серебряная дорога», Стина Джексон
Книга Стины Джексон наверняка понравится всем поклонникам скандинавских детективных триллеров. Один из главных героев романа – взрослый мужчина Лелле. Три года назад на шоссе Серебряная Дорога у него пропала дочь Лина.
С тех пор у Лелле разрушилась семья, а чувство вины гложет его постоянно. Выкуривая по несколько пачек сигарет в день, он решил изучить каждый сантиметр злополучной дороги, чтобы разыскать следы исчезнувшей дочери. Параллельно с этим сюжетом будет развиваться и история девушки Меи. Ей столько же лет, сколько могло бы быть Лине. Вместе с матерью она переезжает в город, где живет Лелле. Конечно, их истории обязательно окажутся связанными друг с другом.
«Никто не знал, что он ездит по ночам искать Лину и, куря сигарету за сигаретой, обнимает пассажирское сиденье. Разговаривает с ней, как будто она на самом деле сидит там, словно и не исчезала».
Стина Джексон, «Серебряная дорога»
«Цивилизации. Образы людей и богов в искусстве от Древнего мира до наших дней», Мэри Бирд
Мэри Бирд – известный антиковед. Ее новая книга посвящена вопросам отношений искусства и общества, а также их взаимного влияния друг на друга. «Историю цивилизации, ее подъемов и упадков можно проследить через историю подъемов и упадков изображения человеческого тела», – цитирует Бирд Иоганна Иоахима Винкельмана, и, пожалуй, этот отрывок наиболее точно характеризует исследование знаменитой англичанки.
С чувством, толком и расстановкой она отвечает на множество любопытных вопросов об искусстве. Например, какое влияние античная скульптура оказала на формирование культурного облика Европы XVII века? Какую роль играла живопись эпохи Возрождения для католицизма? Как дела с этим обстоят в исламе? Бирд – прекрасная рассказчица, так что увлечься книгой чрезвычайно легко, даже если вы никогда особенно не интересовались искусствоведением. Один минус – исследование уж слишком короткое.
«Чем больше средств вы вкладываете в прославление Бога изобразительными средствами, тем уязвимее становитесь для обвинений в том, что вас больше интересует материальное, чем духовное, мирская суета, а не благочестие».
Мэри Бирд, «Цивилизации. Образы людей и богов в искусстве от Древнего мира до наших дней»
«Хороните своих мертвецов», Луиза Пенни
Пожалуй, Луиза Пенни – самый известный канадский мастер детективов. Она пятикратная обладательница премии имени Агаты Кристи, и это вполне заслуженно: книги о расследованиях старшего инспектора Армана Гамаша пользуются неизменным успехом.
На этот раз перед ним будет не одна, а сразу три загадки. Гамашу предстоит разобраться в смерти археолога-любителя, пересмотреть одно из своих прошлых расследований о гибели таинственного отшельника, а также установить виновников страшной трагедии – расстрела агентов полиции. Колорита запутанному сюжету добавляет и то, что Пенни на протяжении всей книги регулярно делает отсылки к истории Канады и противостоянию французов и англичан.
«Книгофилы, они все такие, причем не только старики. Посмотрите на детишек, которые выстраиваются в очередь за новой серией похождений их любимого героя. Да, истории – тот же наркотик».
Луиза Пенни, «Хороните своих мертвецов»