Найти тему

Как под Свердловском американский самолет-разведчик сбили.

Оглавление

Шел 1950 год. Война закончилась 5 лет назад, но конфликты интересов никак не угасали.

У американцев возникла срочная необходимость создать "несбиваемый" самолет, после провала переговор об "открытом небе" в 1950-х годах. Ведь по слухам, СССР очень быстро увеличивал количество самолетов М-4, единственным типом носителя ядерных бомб, способным достичь территории США.

Советский бомбардировщик М-4
Советский бомбардировщик М-4

О количестве самолётов можно было судить только по фотографиям с номерными знаками, полученным над нейтральными водами и с крыш посольств западных стран. Было опознано около 20 самолётов, их количество к концу года достигло 50 штук и через год выросло до 250, — на самолётах появились трёхзначные номера. Это говорило о том, что США почти втрое отстают в количестве стратегических бомбардировщиков. Если цифры были верны, это делало возможным массированный ядерный удар по территории США. Нужно было срочно выяснить, является ли это блефом с перекрашиванием номеров перед каждым вылетом, или СССР действительно увеличил производство бомбардировщиков в несколько раз. Это и послужило толчком для создания самолета-разведчика.

Рождение U-2

Идея конструкторов заключалась в том, чтобы спроектировать простой самолет который смог бы совершать полеты на высоте 21 000 метров, что делало его недосягаемым для средств ПВО, и возможно даже для радиолокационных станций.

Основным "оружием" U-2 была фотокамера, разработанная специально для нового самолета-разведчика, в которой было 1800 м плёнки, и она была способна снять с высоты полёта полосу шириной 150 км и длиной 3000 км, причём на снимке были различимы объекты размером меньше метра.

Та самая уникальная фотокамера
Та самая уникальная фотокамера
В одном из полётов был сфотографирован участок самого президента США. На снимках, которые ему показали, можно было сосчитать коров на участке.

И вот в апреле 1956 года самолет был полностью готов для боевых вылетов.

Первый полет U-2 над СССР

Первый полёт над СССР был осуществлён в день независимости США— 4 июля 1956 года. Радиолокаторы советской ПВО обнаружили самолёт, но прервать его полёт было нечем. На полученных им фотографиях можно было определить даже тип самолётов на аэродромах. Представленный снимок с тремя десятками стоящих в ряд бомбардировщиков М-4 дал понять, что никаких сотен реактивных стратегических бомбардировщиков у СССР нет.

Вот он красавец U-2
Вот он красавец U-2

Последний полет U-2 над СССР

Долгое время американский самолет-разведчик пытались уничтожить советскими истребителями МиГ-19, но разница в высоте полета не позволяла им сделать этого.

Но ситуация изменилась 1 мая 1960 года.

Рано утром самолет-разведчик U-2 под управлением старшего лейтенанта ВВС США Френсиса Пауэрса вылетел с базы Пешавар (Пакистан) в сторону границы СССР с очередным разведывательным заданием, целью которой была фотосъёмка военных и промышленных объектов и запись сигналов советских радиолокационных станций.

Пауэрс пересек советскую границу в 5.36 по московскому времени юго-восточнее города Пянджа (с 1963 года — Кировабад, Таджикистан) и с этого момента постоянно сопровождался радиолокационными станциями войск противовоздушной обороны СССР. Но раз за разом попытки перехватить U-2 заканчивались неудачей. Самолет прошел вдоль Аральского моря, оставил позади Магнитогорск и Челябинск, почти подошел к Свердловску, а ПВО не могло с ним ничего сделать — самолетам не хватало высоты, а зенитные ракеты наземного базирования почти нигде еще не стояли

Когда Пауэрс приблизился к Свердловску, с находящегося неподалеку аэродрома Кольцово был поднят случайно оказавшийся там высотный истребитель-перехватчик Су-9, у которого практический потолок до 20 километров. Но у самолета отсутствовало вооружение, так как его перегоняли с завода к месту службы, а летчик был без высотно-компенсирующего костюма. Поэтому пилоту было приказано уничтожить американский самолет-разведчик тараном. Однако из-за ошибок оператора наведения и отказа бортовой радиолокационной станции таран не состоялся. Летчик смог сделать только одну попытку из-за нехватки топлива, так как на такую высоту Су-9 мог подняться только на полном форсаже.

После неудачной попытки тарана с аэродрома под Свердловском были подняты на перехват два МиГ-19 под управлением капитана Бориса Айвазяна и старшего лейтенанта Сергея Сафронова. Американский самолет-шпион уже пробыл в воздушном пространстве Советского Союза больше трех часов, зайдя на глубину 2,1 тысячи километров от границы. Он сфотографировал закрытый "атомный" город Челябинск-40. На расстоянии 30 километров к юго-востоку от Свердловска Пауэрс изменил курс, повернув на 90 градусов. Его следующей целью был Плесецк.

В это время U-2 вошел в зону действия ракетного дивизиона, на вооружении которого стояли зенитные ракетные комплексы С-75, принятые на вооружение в конце 1950-х годов и способные поражать цели на высоте более 25 километров.

Обстрел U-2
Обстрел U-2

В 8.53 первая выпущенная ракета ЗРК С-75 подошла к U-2 сзади, но радио-взрыватель сработал преждевременно. Взрыв оторвал хвостовую часть самолета, и машина, клюнув носом, стала падать. Пилот Пауэрс не стал использовать катапультное кресло.

Позже он утверждал, что в нем находилось взрывное устройство, которое должно было сработать при катапультировании, чтобы самолет не попал в руки противника. Пауэрс, дождавшись высоты, когда можно было дышать без кислородного прибора, выбрался из разваливающегося на части самолета и выпрыгнул с парашютом.

После того, как U-2 рассыпался в воздухе, оператор РЛС принял отвалившиеся обломки за выпущенные противником радиолокационные помехи. В горячке боя никто не мог понять, попала ракета в цель или у нее сработал самоликвидатор, уничтожен нарушитель или нет, и сколько вообще целей в воздухе. Потому было решено работать по U-2 дальше, и соседний дивизион ЗРК С-75 дал залп по цели. Одна из ракет второго залпа едва не поразила Су-9.

Под этот же ракетный залп попали два истребителя МиГ-19, преследовавшие нарушителя. Машину Сергея Сафронова сбили, летчик погиб, а его напарнику, успевшему заметить идущую к его самолету ракету, в пикировании удалось выйти из-под удара.

Место крушения самолета
Место крушения самолета

Пауэрс приземлился недалеко от уральской деревушки, где его и взяли в плен местные жители. Позже летчика доставили вертолетом на аэродром под Свердловском, а затем отправили в Москву.

Последствия

Американской администрации пришлось признать, что ее разведывательные самолеты продолжают облетать на большой высоте советскую территорию для мониторинга военных приготовлений (раньше Вашингтон это отрицал).

Военная коллегия Верховного суда СССР в августе 1960 года приговорила Пауэрса к десяти годам лишения свободы с отбыванием первых трех лет в тюрьме по статье "шпионаж", но в заключении американский летчик провел всего 108 дней. В феврале 1962 года в Берлине Пауэрса обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля (настоящее имя — Вильям Фишер) — согласно достигнутой правительствами СССР и США договоренности.

Позже, на основе этих событий был снят фильм "шпионский мост".

Афиша фильма "Шпионский мост"
Афиша фильма "Шпионский мост"

Вот такой случай был, совсем недалеко от города Свердловска (ныне Екатеринбург). Не смотря на то, что город находится в глубине нашей необъятной родины, и здесь происходили интересные события во времена холодной войны.

Это была моя первая статья, если вам она понравилась, прошу оставить свои впечатления в комментариях и ставить лайки, если не понравилась - пишите в комментариях тем более!

Всем удачи!