Фильм не имеет отношения к повести Ю. Полякова "Сто дней до приказа" и, на мой взгляд, это очень хорошо: повесть очень среднего писателя больше напоминает газетную статью о неуставных отношениях в армии, повесть комсомольского разлива, так что, как мне кажется Поляков напрасно брызжет слюной в адрес этого режиссера, если бы не его фильм, о Полякове, как о писателе этой повести давно бы забыли. Так что режиссер оказал огромную услугу - увековечив случайно фамилию вздорного и непорядочного писателя, который время от времени лжет и как делался фильм, и что представляет собой режиссер, как творец, и не договаривает сути конфликта между амбициями маленького писателя и успешного и знаменитого в мире кинорежиссера - Хусейна Эркенова.
Его фильм уже много десятилетий продолжает будоражить воображение человека по всему миру: кого-то приводит в восторги, кого-то отталкивает от подобной манеры подачи историй. Но равнодушным никто не остается.
Более того, после просмотра фильма, - изображение, истории и судьбы персонажей надолго остаются в подкорке твоего сознания, - проходят дни, недели, месяцы, а у тебя внезапно вспыхивает в сознании тот или иной кадр из фильма, та или иная реплика, тот или иной герой.
Итак, в чем суть моего посыла. Фильм к повести не имеет никакого отношения. Фильм не про неуставные отношения, точнее не столько про это. Неуставные отношения лишь материал для разговора о более важных глубинах происходящего. Например, СМЕРТЬ, заявленная в фильме, как персонаж и играет ее актриса Е. Кондулайнен. Женщина-офицер появляется в воинской части после смерти солдата, она обхаживает офицеров, отдается им для развлечений, соблазняет солдат. Но она - смерть и нагота ее смертельна, соблазнительна. Военные воинской части готовы к самоуничтожению через насилие, через унижение человеческого достоинства, которое доводит слабых до самоубийств, а в сильных пробуждает звериные инстинкты.
На протяжении всего фильма разные солдатские истории, связанных со смертью, ( а их пять), происходят в разных родах войск, в разных воинских частях, но многие герои фильма перекочевывают из истории в историю. Недоумение глупого и невежественного зрителя приводит это в беженство, хотя проще простого понять, что помимо внутреннего единения темы, автор фильма материализует обобщения всего социального института - армии.
Появление актера Заманского в фильме, который выглядит поседевшим старостью мужчиной, молчаливо наблюдающим время от времени за происходящим, мужчиной волевым, одетым в цвета, напоминающие иконопись наполняет фильм мифом о Георгие Победоносце и является прямой ссылкой к этой странной истории подвига: Георгий, победивший змея, пожиравшего детей.
Особенностью, кстати, является и этот акцент! В фильме не гибнут офицеры. В фильме гибнут дети.
Потрясающ образ ангела!
На мой взгляд, это великолепная находка для истории. Кстати, эту тему через много лет я увидел в фильме "Война", где продюсером был Сельянов. Нет сомнения, что они украли этот способ подачи образа, потому что, как и в фильме "Сто дней до приказа", так и в фильме Сельянова Ангел встречает героя истории. ведет по тропам к месту, где открывается мир мертвых. Во всяком случае, люди, разбирающиеся в языке кино, легко увидят сходство. Я называю это - кинематографическим жестом! Так вот именно этот жест эмоций, фактуры, действия украден авторами "Войны" .
Фильм "Сто дней до приказа" открыл дорогу в кино многим актерам: Васильков, Кондулайнен (которую мало кто тогда знал, а после фильма она стала сос воим очень скромным талантом актрисы чуть ли не сексимволом России!), Трошин, Числов...
В фильме много зрелой иронии. не смеха и комедии. а содержательной иронии, например, эпизод с Джигарханяном, который играет комбата. По фильму он наказывает распоясывавшегося сержанта, бегающего по казарме нагим.
Вопрос комбата к этому сержанту: "Это ваша постоянная форма одежды?" разбежался репликой по всей стране еще в эпоху умирающего СССР.
В фильме много мужского, физического, грубого: тело, насилие, агония обезумевших ненавистью солдат....
Фильм показывает и рассказывает о страхе, не том, который пугает, а тот, который уничтожает.
Страх пронизан героями историями. Он ими правит, насыщает среду. Но воспринимают его, осознают порог смерти единицы. Они-то и пытаются сопротивляться. Недаром герой одной из историй отказывается прыгать в бассейн с оружием. Он видит свое будущее. И не прыгает. Но все-таки офицер, напитанный и пропитанный серой смерти, подходит с язвительной улыбкой к этому солдатику и тот... прыгает. Ему не оставили выбора. Но его унесло безумие, а принял в царство мертвых его ангел.
Фильм заставляет думать, думать, думать.... Мировая элита оценила его заслуженно, как мне кажется. Он много лет бороздил океаны международных кинофестивалей от России до Берлина, от Канады до Роттердама... И до сих пор транслируется по телеканалам мира, продается на дисках, о нем пишут и говорят. Фильм смотрят.
Посмотрите его и вы. В интернете его легко можно отыскать. Очень рекомендую.
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на мой канал.
Будет интересно!