Недобросовестный заказчик - главная боль каждого фрилансера. Как обезопасить себя от клиентов, которые после выполнения работы, отказываются платить? Предоплата - один из основных и самых популярных способов защиты от обмана со стороны клиента.
Для фрилансера, предоплата - это, во-первых страховка, а во-вторых (при частичной предоплате) - дополнительная мотивация поскорее завершить проект.
Для заказчика - предоплата, наоборот, повышенный риск. Но, это не значит, что нужно всегда работать на условиях клиента. Нет, нужно стремиться договариваться на взаимовыгодных условиях. Даже, если вы только встали на путь фриланса, не стоит бояться просить предоплату. Не переживайте из-за отказов по этой причине.
В зависимости от объема работ, а также репутации и опыта фрилансера предоплата может быть разной:
- частичной (30-50%)
- полной (100%)
К сожалению, так как мошенники со стороны исполнителей встречаются не реже, а то и чаще, то заказчики с большой осторожностью относятся к фрилансерам, требующим предоплату. Если вы столкнулись с такой ситуацией, то здесь несколько вариантов решения проблемы:
- Разделите процесс оплаты на части. Вы можете договориться с клиентом о поэтапной оплате: например, внесении 50% после выполнения половины заказа и остальной оплаты после завершения проекта. При этом сначала переводятся деньги, а потом уже сделанная работа. Если заказчик отказывается от такой схемы, можно разделить проект на 5 и больше частей (в зависимости от сложности и общего объема) и с оплатой каждой части.
- Заключите официальный договор, в котором пропишите все возможные риски.
Минус этого способа в том, что заказ должен быть действительно большим, чтобы был смысл тратить время и немалые деньги на суды. Кроме того, необходимо, чтобы вы работали официально (ИП или самозанятость). Иначе клиент может на вас “настучать” в ФНС и будет уже не выяснения с ним отношений по поводу неоплаченного заказа.
- Воспользуйтесь сервисом безопасной оплаты на бирже фриланса
Если вы пользуетесь биржами, не пренебрегайте возможностью совершать безопасные сделки.
Но, бывает, что и заказ хороший, и клиент по общению адекватный, но вот уже сталкивался с мошенниками и теперь наотрез отказывается вносить предоплату. Что делать в таком случае? Каждый решает для себя сам. Мы бы обязательно рискнули, ведь фриланс - это всегда риск, а кто не рискует, тот не пьет шампанского!
Интересных проектов и хороших заказчиков, вам друзья!