Многие, наверное, знают, что в России существует программа "Жилье для молодой семьи". Суть ее в том, что государство выделяет субсидию (социальную выплату), которую вы можете потратить на первоначальный взнос по ипотеке либо погасить уже существующую ипотеку или на постройку дома. Мы с мужем подавали документы на вступление в данную программу в прошлом году (2019). Включат ли нас в программу пока неизвестно, так как список, кто туда включен, появится только после июня 2020 года. Но я по крайней мере расскажу, какие для этого документы нужны, может кому-то будет интересно. Расскажу на примере г. Владивостока, где мы эти документы и подавали.
Для начала вступить в программу может молодая семья из двух человек (муж и жена), семья больше двух человек (муж, жена, ребенок или дети) или семья из одного родителя и ребенка (детей). Вам не должно быть больше 35 лет, желательно, чтобы у Вас до 35 лет было пару лет в запасе, так как желающих много и списки большие. У нас с мужем есть в запасе пару лет, так что у нас есть шанс. Государство выделяет субсидию на приобретение жилья или строительства индивидуального жилого дома в размере не менее:
- 30 % расчетной (средней) стоимости жилья, для молодых семей, не имеющих детей. Это около 700 000 рублей.
- 35 % расчетной (средней) стоимости жилья, для молодых семей, имеющих одного и более детей, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 и более детей. Около 1 100 000 на семью из трех человек. Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только 1 раз. Имейте в виду, что если подаетесь с детьми, то им нужно выделять будет долю, но этот вопрос лучше задайте при получении списка или при подаче документов на нуждающихся.
Вступление в программу пошагово выглядит так:
1. Получаете статус нуждающихся в улучшении жилищных условий (если ваше жилье мало для вашей семьи) либо нуждающихся в жилом помещении (если у вас вообще нет жилья в собственности). Мы с мужем попадаем под второй вариант, поэтому в основном расскажу про него, а первый может частично затрону.
2. Покупаете квартиру в ипотеку и если вы получите социальную выплату, то сможете кинуть ее в погашение данной ипотеки. Либо ипотеку можете брать уже после получения выплаты, тогда она пойдет на первоначальный взнос на ипотеку. Квартиру в ипотеку вы можете взять ТОЛЬКО ПОСЛЕ ПОЛУЧЕНИЯ СТАТУСА НУЖДАЮЩИХСЯ, иначе если вы возьмете раньше, то у вас уж1е будет жилье в собственности и участвовать в программе вы сможете только в том случае, если жилье для вашей семьи будет Вам мало. В Приморском крае, например в 2019 году на 1 человека приходилась норма 18 м2. Если у Вас есть жилье в собственности, но на двоих человек оно, например, составляет меньше 36 м2, то вы можете получить статус нуждающихся на улучшение жилищных условий. В каждом регионе своя норма по метрам.
3. Подаете документы на вступление в программу и ждете письма, внесли Вас в программу или нет.
Рассмотрим, какие документы нужны:
Шаг 1. Получение статуса нуждающихся в жилом помещении либо в улучшении жилищных условий.
1. Вы обращаетесь в Администрацию своего района. Если прописаны в Ленинском районе, то идете в Администрацию Ленинского района (Управление по учету и распределению жилой площади), если прописаны в Советском районе, то идете в Администрацию Советского района и т.д.. Там Вам дают список документов, какие Вы должны собрать и принести им. Возможно в зависимости от региона список может меняться.
Необходимые документы:
1. Выписка из домовой книги формы 10, где указано, что вы зарегистрированы по такой-то квартире. У вас ОБОИХ (насчет детей не знаю, так как мы подавались до рождения ребенка) обязательно должна быть именно ПОСТОЯННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ и по тому городу, в каком документы будете подавать. Если Вы были зарегистрированы в других местах с 1991 года, то Вам также нужны оригиналы этих регистраций. Например Вы проживали с 1991 года в г. Новосибирске, а потом лет через 10 переехали, например, в Москву, то Вам нужно запросить в паспортных столах (или МВД) г. Новосибирска, чтобы они прислали вам по почте России справки о том, где Вы были зарегистрированы. Да, это усложняет задачу, но деньги очень мотивируют )). Мы также с мужем запрашивали и ждали, так у меня выяснилось, что я периодами (несколько лет) нигде не была зарегистрирована. В Администрации мне предложили предоставить хоть какие-нибудь документы, что я именно в эти периоды проживала в том или ином городе, например, справкой из школы, что я училась столько- то лет в данной школе данного города, соответственно я там проживала, что я и сделала. Написала директору, объяснила ситуацию и попросила подготовить данную справку. У меня эту справку забрала моя бабушка и отправила мне по почте;
2. Копия справок, что у Вас нет задолженности по коммунальным платежам по тому жилью, где вы зарегистрированы. Даже если это квартира не ваша, а вашей мамы, то она должна взять такую справку, что у нее нет долгов. Справка берется в Вычислительном центре по коммунальным платежам;
3. Копия документа на квартиру (ордера, выписки из протокола, договор соц. найма, договора приватизации, договора купли-продажи);
4. Справки на всех членов молодой семьи из "Управления землями и имуществом (УЗИ) на территории Приморского края (другого региона)" об отсутствии или наличии квартиры на правах собственности ДО 1998 г. В случае изменении фамилии в период до 1998 года в справке должны быть указаны все фамилии. Эти справки можно получить в МФЦ. К сожалению, они платные. Если Вы проживали до 1998 года в другом городе, то вам нужно обращаться не в "Управления землями и имуществом на территории Приморского края (другого региона)" а в БТИ того города, в котором проживали ранее.
5. Та же самая справка, что и в 4 пункте, но только в ней будет указано было (или есть) у вас жилье в собственности ПОСЛЕ 1998 г. и по настоящее время. Такие справки действительны всего месяц, поэтому если вы не успеете с ними податься, придется заказывать их еще раз. Также справка платная и также можно получить в МФЦ.
6. Копии паспорта на всех членов молодой семьи, стр. 2 (где фото), стр. 3 (где прописки), 14 (где регистрация брака), копия свидетельства о браке, о рождении детей.
7. Технический паспорт квартиры или кадастровый паспорт (в Управлении землями и имуществом (УЗИ) на территории Приморского края (другого региона)". Тоже можно заказать в МФЦ. У нас у свекрови была квартира в новостройке и в УЗИ данных не было, поэтому мы обращались к самому застройщику.
Если члены молодой семьи зарегистрированы по разным адресам, то выписка из домовой книги, технический паспорт или кадастровый паспорт предоставляются по каждой квартире. Также все документы предоставляются на каждого члена семьи, будь то регистрация по месту жительства в других городах или справки, что не было или было (есть) в собственности жилье.
Вместе с копиями, у Вас на руках обязательно должны быть оригиналы документов и подавать документы Вы должны вдвоем (это если подаете вдвоем, если есть дети, нужно ли их брать с собой -не подскажу). Если кто-то из Вас не может присутствовать при подаче документов, например, в командировке, то тогда приносите с собой нотариально оформленную доверенность на вас от супруга (супруги), что он (она) доверяют вам подачу документов за него. В доверенности указывается название самой программы, в которой Вы участвуете, поэтому обязательно спросите в Администрации как она называется и запишите себе, а то они могут придраться и, к слову, и к цифре любой.
После того, как вы принесли документы в Администрацию (Управление по учету и распределению жилой площади), они документы сверяют с оригиналами, на копии пишут, что копия с оригинала, складывают документы и отдают Вам обратно. Также, Вы заполняете у них заявление, которое прикладывается к этим документам. Со всем пакетом Вы идете в Администрацию (Отдел по работе с обращениями граждан). Туда Вы эти документы сдаете, взамен получаете бумажку о том, что у вас приняли документы. На ней стоит номер вашего обращения, дата, когда обратились и ваша фамилия с инициалами. После получения этой бумажки ждете 30 рабочих календарных дней. В течении этого времени или по истечению его, Вам на адрес вашей регистрации должно прийти письма с выпиской из протокола о том, что вас признали нуждающимися в жилом помещении либо в улучшении жилого помещения или нет. Если статус нуждающихся Вы получили, то начинается второй этап:
Шаг 2. Подача документов для вступления в программу "Жилье для молодой семьи"
Второй шаг заключается в том, берете ли Вы сразу ипотеку или подаете документы на вступление в программу:
Возьмем второй вариант. Вам нужны будут:
1. Заявление по форме 1 в 2-х экземплярах (один экземпляр возвращается вам). Заявление Вам дают на месте, либо в МФЦ;
2. Копии паспортов (стр. 2,3,5,14) и свидетельство о рождении;
3. Выписку из протокола о признании вашей семьи нуждающейся;
4. Копии снилса на каждого члена семьи;
5. Информационное письмо из банка о возможности получения молодой семьей кредита на приобретение (строительство) стандартного жилья с указанием размера кредита (письмо о том, что банк дает Вам ипотеку на такую-то сумму. На двух человек чтобы было не меньше 1 800 000 рублей, на семью из трех человек - не менее 2 100 000 рублей.
- Данные документы Вы можете подать через МФЦ, сайт госуслуги или в Администрацию (Управление по учету и распределению жилой площади). После подачи документов Вам остается ждать письма, включили Вас в программу или нет, поэтому наберитесь терпения и удачи Вам в этом!!! 😊😊😊