Нужно ли менять масло в автоматической коробке передач? А если нужно, то как: частично, с помощью долива, или полностью, в лучших традициях автоперфекционистов? Правда ли, что после полного обновления масла агрегат может не прожить даже нескольких часов и километров?
Кому-то эти вопросы могут показаться странными. Тем не менее, они нередко возникают даже у опытных автовладельцев с многолетним стажем. А значит, требуют аргументированных ответов. Об этом и расскажу далее.
Ничто не вечно
И автомобильные жидкости в том числе. По мере эксплуатационного износа АКПП масло, которое обеспечивает её функционирование, тоже «изнашивается», точнее, постепенно утрачивает свои свойства.
Казалось бы, при таком раскладе замена масла на свежее – логичный шаг. Но не все так просто: случаи, когда, залив новую жидкость, водитель не успевает проехать и пары километров, как устройство выходит из строя, действительно известны.
Другое дело, что такого исхода вполне можно избежать. Но об этом – чуть позже. А пока расскажу о частичной замене.
Что такое частичная замена?
Подобная технология предполагает слив отработки из поддона и долив свежей жидкости. Однако в гидроблоке и других потаенных местах старое масло остается. Смешиваясь с новым, оно негативно влияет на его характеристики. Согласитесь, смешав порцию испорченного блюда с порцией свежего, невозможно получить две порции съедобного деликатеса. С маслом так же.
Под полной же заменой имеется ввиду тщательная промывка агрегата под давлением с помощью специального устройства. Она позволит удалить из него отработанную жидкость почти полностью.
Инструкция от производителя как несостоятельный аргумент
В документах производители часто указывает, что трансмиссионная жидкость рассчитана на весь период работы АКПП. И многие автовладельцы рассматривают это как прямое руководство к действию: менять масло в коробке не нужно.
Здесь, однако, есть неоднозначный нюанс: вы не можете точно знать, какой период имеет ввиду изготовитель. Возможно, у вас с ним разные взгляды на то, сколько должна работать коробка при аккуратной эксплуатации. Так что, дабы не гадать на кофейной гуще, не лучше ли своевременно озаботиться заменой масла?
Почему ломаются коробки после обновления масла?
А теперь то, о чем я обещал вам рассказать в самом начале: причины выхода из строя АКПП через короткое время после замены в ней технологической жидкости. Таких причин несколько:
- нарушение технологии процесса. Масло следует менять при работающем двигателе. Если делать это при остановленном моторе – высока вероятность повреждения соленоидов и других деталей. Логично, что после такого обслуживания коробка работать не будет;
- слишком старое масло. Даже при его полной замене вымыть «в ноль» осевшие на стенках загустевшие фракции практически невозможно. Когда в коробку попадает свежая жидкость, эти сгустки в процессе ее циркуляции отрываются от стенок, с током масла доходят до узких мест и «тромбируют» их. Результат – выход агрегата из строя;
- некорректная программная адаптация. По мере старения масла прогнозируемо ухудшается качество фрикционного слоя. Автоматика, корректируя проблему, снижает давление, подающееся на пакеты фрикционов. После заливки нового масла давление должно было бы вернуться к нормативу. Но сделать этого автоматика не может. А значит, АКПП начинает работать некорректно, что в конце концов приводит к выходу «автомата» из строя.
Как защитить агрегат от поломки после замены масла?
На самом деле ничего невыполнимого здесь нет: достаточно ответственно подходить к процессу. Конкретнее – менять жидкость полностью, желательно на сертифицированном сервисе, с тщательной очисткой поддона и магнита, не забывать о своевременной замене фильтров и учитывая нюансы программной адаптации.
Делать все вышеперечисленное рекомендуется не реже, чем раз в 40-45 тыс. км.