Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Эта статья - про знаменитого в начале ХХ века спортсмена и авиатора Сергея Уточкина. Это был человек разносторонний. Он занимался различными видами спорта, достигнув успеха прежде всего в велосипедных гонках. Именно в во время таких соревнований его изобразил в своей картине Николай Кузнецов.
Мы видим Уточкина, целеустремленно движущегося к финишу. Судя по тому, что впереди видно колесо другого велосипеда, ему есть кого обгонять.
Сын одесского купца, Сергей Уточкин рано остался сиротой. Его с братом воспитали родственники. Детство не было безоблачным, к тому же в душе мальчика осталась душевная травма, из-за чего он стал заикой на всю оставшуюся жизнь.
В любимой книге моего детства "Разбитая жизнь. или Волшебный рог Оберона" Валентина Катаева несколько раз упоминается Сергей Уточкин как кумир мальчика Вали (Катаев описывает в книге свое детство). Именно оттуда я впервые узнала об Уточкине.
Во-первых, он там фигурирует как велосипедист. В динамичном рассказе о соревновании трех звезд тогдашнего велоспорта - Уточкина, Бауэра и Макдональда, Катаев буквально вводит читателя в атмосферу ажиотажа, сопровождавшего это событие. Победил тогда Сергей Уточкин.
Второй эпизод связан с Уточкиным-конькобежцем. Катаев рассказывает, как однажды на катке он увидел знаменитого спортсмена, лихо выписывавшего различные пилуэты на коньках и стремительно удалившегося, оставив на льду коньками же свою подпись.
Наконец, третий эпизод рассказывает об Уточкине-авиаторе. Катаев стал очевидцем того, как Уточкин пытался взлететь с писателем Куприным на самолете, но потерпел крушение. К счастью, никто не пострадал.
В качестве авиатора Сергей Уточкин был не менее популярен, чем спортсмен. Вообще он любил испытывать на себе все новое, например, ходил по дну моря в водолазном костюме, строил яхту и участвовал на ней в регатах, играл в футбол (диковинный в то время в России вид спорта). Авиация в начале ХХ века набирала обороты, на полеты приходили смотреть, как на шоу, летчики были окружены ореолом восхищения.
Разумеется, Уточкин не мог не испытать себя в таком качестве. Сначала он приобрел воздушный шар и несколько раз пытался взлететь на нем. Первые попытки были неудачными, но упорство Сергея всегда приводило к победе. В конечном счете Уточкин поднял шар в воздух и полетал на нем.
Но воздушный шар в начале ХХ века выглядел приветом их XIX века. Появились и стали распространяться аэропланы. Уточкин загорелся идеей летать на них. Он самостоятельно изучил особенности летного мастерства и поднялся в воздух на биплане Фарман. Уточкин получил удостоверение пилота и стал вторым профессиональным летчиков в истории России. Свидетельство №1 принадлежало Михаилу Ефимову, обучившемуся за границей.
Приобретя аэроплан в собственность, Уточкин летал на нем по России, зарабатывая показательными полетами, во время которых он демонстрировал различные трюки. Полеты Уточкина собирали массу восторженных зрителей, и не у одного мальчишки родили идею стать летчиком или конструктором.
Не все полеты заканчивались удачно, бывали и аварии. Уточкин оставался жив, но количество травм все росло. Чтобы преодолеть боль, авиатор стал принимать наркотики. Авария 1911 года стала наиболее болезненной. В том же году от Уточкина ушла жена. Тогда же он разругался с владельцем Одесского авиационного клуба и был оттуда исключен. Боль он заглушал привычным способом, и в 1913 году заболел психической болезнью.
До своей смерти в 1916 году Сергей Уточкин так и не смог полностью восстановиться, хотя у него бывали периоды относительного спокойствия. Умер он от воспаления легких в 39 лет.
Почитайте еще на моем канале:
Был ли у былинного Садко реальный прототип?
Был ли Боян Вещий реальной исторической личностью
На канале мужа:
Действительно ли мадам Тюссо собирала головы казненных, чтобы делать их восковые копии?