Найти тему
Книгой по голове

«У вас «Крылья» Наутилусов есть?»

Кадр из фильма / фото: peoples.ru
Кадр из фильма / фото: peoples.ru

Нетрудно догадаться под какую песню пишется эта статья.

Хочу поговорить об образе Данилы Багрова как символе времени и отражении души русской. Сегодня, если говорить о национальном герое, в голову уже не приходят картинки Иванушки-дурачка в хлопковой с орнаментом рубашке. Также не представляю, как мог бы выглядеть этот герой в 2020 году (тут картинку дорисует новое поколение до 18 лет). Но если рассуждать о человеке времени на рубеже 20-21 вв., первый из первых – это Данила Багров из фильма Алексея Балабанова «Брат».

Пишу об этом не потому, что это какое-то клише или устоявшийся стереотип, лично для меня так оно и есть – смотрю фильмы Балабанова с особым удовольствием и не разделяю фильмы на категории, воспринимая творчество режиссера как одно создающую неповторимую атмосферу целое.

Пишут, говорят, что Данила приглянулся российскому зрителю своим, с одной стороны, наивным взглядом на мир, где царит справедливость и правда (даже однокоренные слова, однако!) и силой духа и верностью своим убеждениям с другой. От части, так оно и есть, но для меня герой создан на более подсознательном уровне тем, как он ходит, говорит, одевается, какую музыку слушает, в каком городе живет. В этом понимании первая часть дилогии кажется ближе зрителю, ведь действия происходят в Петербурге. Находясь далеко от своей семьи и близких, я пересматривала первого «Брата» с целью возродить ностальгию по дому, увидеть питерские улочки, дворы-колодцы, питерские краски вообще, хотя, честно говоря, сама я далеко не из Петербурга. Но что-то в этом фильме приближало меня к дому.

В 90-е многие отождествляли себя с Данилой Багровым, стремясь стать такими же сильными духом, ничего не бояться, сказать тому, кто обидел «гнида черножопая» и повторить все то неоднозначное, что присутствует в фильме. Здесь идет идентификация зрителя с героем, который на экране кажется лучше и сильнее и делает все то, за что в жизни можно и отхватить. Таким образом смотрит и видит Данилу обыватель, не сумевший реализовать свои внутренние потребности. Иным взглядом смотрят фильм Балабанова люди, сумевшие преодолеть в себе первичные потребности и прийти к осмыслению Багрова как образа, а не как конкретного человека, которому все дозволено. При таком просмотре можно и не воспринимать убийства и оскорбления буквально, а обратить внимание больше на саму атмосферу, в которую погружает фильм и особенно музыка.

Когда говорят «балабановщина», имеют ввиду чернуху и разврат, увиденные в фильме «Груз-200» или про «Уродов и людей», не беря в расчет того, что фильмы Алексея Балабанова – это прежде всего ПРАВДА. Это было заявлено в том же «Брате-2»: «Сила, она в правде». Для меня «балабановщина» - это прежде всего музыка Наутилусов и Агаты Кристи, большие потертые свитеры, коричневый Петербург (да, не серый) и особый взгляд на мир, выраженный в героях Данилы Багрова, Натэллы Антоновны из фильма «Мне не больно» и героя без имени из «Счастливых дней». Все они любят жизнь и людей, но такие странные и непонятные, не вписываются, выделяются из общей колеи.

Возможно, такой общий взгляд на кино и отсеивание конкретики – не самый лучший способ анализа фильмов, но кино – это прежде всего искусство, на которое стоит смотреть далеко не утрировано.