Два дня осталось до момента, когда бравые ребята в погонах имеют законные основания подогнать грузовики и автозаки ко всем обувным торговым центрам и рынкам, конфисковать у предпринимателей всю их продукцию и штрафовать этих самых предпринимателей направо и налево. А тех, у кого запасов продукции больше, чем на 1,5 миллиона, можно смело запихивать в автозаки и везти за решетку.
Похоже на кошмарный сон!? Нет-нет, я не сгущаю краски. Не исключено, что все предприниматели, торгующие на рынках обувью, уже промаркировали свою продукцию и тогда все «ПО ЗАКОНУ». А вот если нет, то описанный мной сценарий - это весьма возможное развитие событий, так как с 01 марта 2020 года оборот немаркированной обуви запрещен.
А в ближайшем будущем под такой запрет попадут практически все потребительские товары.
И обязаны мы за этот «кошмар на яву» Федеральному закону №488 о единой информационной системе маркировки товаров…
Название закона вроде бы звучит безобидно и беззлобно, но на практике выглядит он сейчас, как целенаправленное уничтожение оставшейся стайки предприимчивого населения.
Из уст самих же властей, принятие этого закона звучит, как очередная благодать, которая должна обезопасить и улучшить нашу с вами жизнь. Благодаря этому закону мы все, наконец-то, должны обрести счастье больше не сталкиваться с поддельной и контрафактной продукцией. Я не говорю, что борьба с фальсификацией не нужна. Очень нужна! Особенно в лекарствах и продуктах питания. Но причем здесь тапки и подштанники!
То есть вопрос в товарах, на которые будет распространяться маркировка, и подхода к организации всего этого.
Единая национальная система маркировки и прослеживания товаров, которая носит гордое название «Честный знак», внедряется поэтапно. Начинали еще в 2016 году с меховых изделий, потом взялись за алкоголь, табачную продукцию и обувь. Теперь маркируют товары легкой промышленности, парфюмерию, фототехнику и шины. И так далее - весь спектр потребительских товаров.
Оператором данной системы назначена частно-государственная компания под названием «Центр развития перспективных технологий», в которой 50% принадлежит Алишеру Усманову, и по 25% - госкорпорации Ростех и нашему IT-олигарху Александру Галицкому. Назначена эта компания правительством РФ, и осмелюсь утверждать, что она именно назначена, а не выбрана среди прочих участников тендера.
Что-то «Платоном» попахивает – вам не кажется?
Суть проекта по маркировке заключается в следующем: система Честный знак присваивает каждой единице товара уникальный код. Производитель или импортер размещает этот код на упаковке товара, на самом товаре или на ярлыке. Этот код позволит проследить весь путь товара от производства или пересечения границы до продажи товара конечному потребителю.
По заверению властей, реализация этого проекта не сильно осложнит жизнь бизнесу. Достаточно зарегистрироваться в системе Честный знак и обновить свое программное обеспечение для работы с маркированным товаром. Ну и для производителей необходимо докупить оборудование для печати этих самых кодов.
Звучит все, вроде бы, понятно и незатейливо, но давайте разберемся, как это выглядит на практике.
Ø Выпуск одного маркировочного кода стоит для бизнеса сейчас 50 копеек, и по закону эта цена может изменяться по решению правительства. Величина и, правда, копеечная, но, если умножить ее на количество штук товаров в обороте, то суммы получаются впечатляющие, а в некоторых сегментах и просто астрономические. Для наглядности приведу такой пример, если бы в 2017 году уже действовал закон о маркировке сигарет, то ЦРПТ заработал бы на этих кодах 6,25 млрд. руб! И это только на сигаретах!
А что значит заработал? Это значит, что эту сумму оплатил бы бизнес.
Ø Любая продукция, производимая за пределами страны, должна быть промаркирована до поступления на границу. Получить коды для маркировки иностранные производители не могут, поэтому импортерам придется договариваться и передавать производителям либо уже напечатанные коды, либо коды в электронном (защищенном) виде для последующей наклейки на всю партию товара. Если товар поступит на границу без маркировки, либо с нарушением требований маркировки, то вся партия будет либо развернута в обратном направлении, либо конфискована, как контрафакт.
Ø Маркированный товар, начиная от производителя или от импортера, дальше может перемещаться между участниками процесса (перевозчики, склади, дистрибьютеры, розничные компании) только на основании УПД (Универсального передаточного документа) в электронном виде. Это означает, что всем, кто касается этого товара, необходимо получить усиленную квалифицированную электронную подпись, внедрить у себя систему электронного документооборота, обзавестись сканерами для считывания кодов. Если у вас нет хотя бы одного из перечисленных элементов, то вы просто не сможете принять или отправить товар.
Ø Выбытие товара из оборота происходит в момент продажи этого товара потребителю. Моментом продажи сейчас будет считаться именно момент оплаты товара через онлайн кассу, потому что именно онлайн-касса будет сообщать код проданного товара сначала в ОФД, а тот следом в систему Честный знак.
И вот теперь-то у всех пазл и сложился: зачем было с таким рвением и упорством возвращать в розничную торговлю применение касс, хотя смысла в них при работе на вмененке никакого нет. К слову сказать, и работать на вмененке с маркированным товаром вы тоже уже не можете.
Да, что там с маркированным товаром…, сам ЕНВД уже со следующего года полностью отменят – но об этом в другой раз.
В сухом остатке, товар без кода вы не сможете ни перевозить, ни хранить, ни продавать.
И весь этот «полезный» закон приправлен нешуточными санкциями. Любое нарушение правил оборота маркированного товара будет подпадать под административный кодекс и караться конфискацией товара и штрафами 5-10 тысяч для предпринимателей и до 300 тысяч для организаций.
В случае превышения объемов немаркированного товара на 1,5 млн. руб. и более людям будет грозить реальный тюремный срок до 3 лет.
По-моему, это выглядит, как весьма очевидная «дубина» для тех, кто еще не понял, что шутки кончились.
Первыми умрут те, кто возит товар из-за границы самостоятельно небольшими партиями, потому что никакой иностранный производитель ничего для них маркировать не будет. Значит, все эти предприниматели останутся без бизнеса и пойдут на улицу.
Далее повесятся интернет-магазины, принимающие оплату за товар на сайте, потому что никому непонятно, как организовать привязку проданного на сайте товара с конкретным кодом к тому товару, что физически поедет со склада через пол страны к покупателю. Я не исключаю, что крупные игроки справятся с этой задачей благодаря своим штатам и бюджетам, а вот все прочие, видимо, тоже пойдут на улицу.
Вся мелкая розничная торговля, скорее всего, вымрет, уступив место крупной сетевой рознице, так как соответствие новому закону потребует не просто дополнительных финансовых вложений на программно-аппаратный комплекс, а еще и перестройки бизнес-процессов, которую не в состоянии выполнить неподготовленные люди. А, как известно, в секторе розничной торговли занята сейчас немалая доля населения, которая, потеряв работу, тоже пойдет на улицу.
Появится уже настоящий теневой подпольный розничный рынок товаров, где товары будут продаваться за наличные и без кассовых чеков, потому что этот закон никак не повлияет на проходимость контрафактного товара через границу. Контрафакт, как ходил, так и будет ходить, его ведь теперь просто продавать нельзя будет официально. А неофициально – кто ж запретит, тем более сейчас интернет всем в помощь. Конечно, работа «ищейкам» добавится, но это же «хорошо», когда работу надо работать. А то, что теперь с этого подпольного оборота товаров уже никто никаких налогов и взносов не заплатит, об подумать забыли. А ведь сейчас эти же люди, платят в бюджет и вмененку, и упрощенку, и взносы за сотрудников.
В стране резко возрастет количество производителей, особенно в таких местах, как Садовод и Люблино, потому что вряд ли китайцы и вьетнамцы упакуют чемоданы и отправятся восвояси. Скорее всего, все они из продавцов превратятся в производителей, зарегистрировав товарные знаки, и начнут шлепать коды на свои бирки. И такой рост отечественного производства, конечно же, вменят в заслугу нашему правительству. Браво!
Кстати, если такой сценарий будет реализован, то некоторые из моих прогнозов вряд ли сбудутся, так как, по сути, мало что поменяется в рыночном раскладе. Игроки останутся те же, нашлепают новые названия на товар, и просто будут платить новый олигархический оброк в 50 копеек за единицу товара.
Ну и вишенка на торте!
Алиэкспресс и прочие иностранные маркетплейсы сильно выиграют от этого закона, потому что применить новые требования к ним не удастся, и никаких комментариев на этот счет от властей не поступает. Как будто, просто не существует на нашем рынке игрока, который продает, например, смартфонов больше, чем все российские продавцы вместе взятые.
Значит, в то время, когда все отечественные предприниматели будут загибаться, Алиэкспресс и иже с ними будут только наращивать свои обороты, не уплачивая ни копейки в российский бюджет.
Я не берусь утверждать, что ситуация с иностранными маркетплейсами именно такая, как я ее описываю. Возможно, я многого не знаю, но я нигде не нашел никаких комментариев и разъяснений на этот счет.
Итак, какие мысли возникают после всего этого?
Есть ощущение, что происходит целенаправленная консолидация всего торгового бизнеса в руках крупных около государственных корпораций. Можно сказать, выжигают мелкий розничный бизнес. И, похоже, никто не боится, что люди, которых соберется на улице, после этих нововведений много, могут ведь и вилы взять.
Если заявленная цель – борьба с контрафактом и подделками (которые идут из Китая и Вьетнама), то почему нельзя было решить эту проблему на уровни таможни и органов сертификации, а не вводить дополнительный оброк, на весь продаваемый в стране товар и не кошмарить весь бизнес.
Почему в этом законе умышленно забыли о крупных иностранных игроках, продающих товары нашему населению? Здесь как-то по-новому, заиграла моя версия, высказанная еще в мае 2019 года про лоббирование интересов Алиэкспресс и возможный сговор с целью зачистить розничный рынок от мелких игроков (в инстаграм ТВ есть ролик под названием «Резанули бизнес по поставкам из Китая»).
Почему вместо того, чтобы навести порядок на таможне и, самое главное, упростить процедуру ввоза и растаможки товаров мелкими партиями, чтобы со всего поступающего товара получать пошлины в бюджет и тем самым поддержать отечественного предпринимателя, взяли и просто ввели дополнительный оброк для всего торгового бизнеса.
Ну и последнее, почему астрономические доходы от этой НАЦИОНАЛЬНОЙ системы маркировки теперь вечно будут идти в частные олигархические руки, а не в бюджет нашей страны!?
Продолжение темы в следующей статье:
https://zen.yandex.ru/media/id/5d6041b492414d00ae6aebce/predprinimatelei-v-tiurmu-prodoljenie-5e61068346a9ca235277aeb1
О бизнесе и про бизнес на моем канале и на моих страницах в соцсетях
Instagram: https://instagram.com/shcherbakov.online
ВКонтакте: https://vk.com/shcherbakov.online
Facebook: https://www.facebook.com/shcherbakovsergej
Telegram: https://t.me/shcherbakovsergej