Рассказ о трамвайной системе города Евпатории в переломный исторический период. Летом 2014 года Крым, напомню, вновь стал российским, но старая техника еще тогда оставалась на маршрутах.
В мае этого (2014) года трамвайная система Евпатории отметила круглую дату — ей исполнилось 100 лет (нет, нет, вот этим вагонам не 100 лет, а всего лишь 60!).
Движение на обе мировые войны прерывалось, но через несколько лет все равно восстанавливалось. Потому что открытый в уездном городе Таврической губернии трамвай нужен был городу тогда и еще более нужен сейчас.
А уж какая власть на дворе — это дело второстепенное.
Напоминаю, что трамвайная система в Евпатории узкоколейная (1000 мм., как в Калининграде, Пятигорске, Молочном), но знаменита еще и своими вагонами. Об этом — далее.
Я уже описывал все это два года назад, но трудно удержаться от новых фото, тем более, я наконец-то проехал по всей городской сети от самого Спутника-2 до вокзала, Мойнак и Южного пляжа.
Вот схема (маршрут №1 — красный, №2 — зеленый, №3 — синий и №4 — желтый, она содержит небольшие неточности).
Первый маршрут — это становой хребет всего городского транспорта, от моря и Старого города (кольцо на Симферопольской ул.) до окраинного района Спутник-2.
В этот раз мы добрались даже до самой конечной Спутник-2. Это натуральное разворотное кольцо в поле на окраине.
Вагон №041 на конечной.
От Спутника до пересечения с ул. Интернациональной тут даже двухпутка.
И пути там (где это было возможно) изолированные, машина если и может препятствовать, то только на переезде.
Хотя в центре так уже не сделаешь.
Информация внутри говорит нам вот о чем:
Во-первых — оплата билета сейчас взимается в рублях и только в рублях (с 1 июня 2014 г.).
Во-вторых - составляет она смехотворные 7 руб.
В-третьих — новых билетов пока не напечатали, поэтому красуется там сверху надпись «Украина». Только надпечатывают полуторагривневые билеты печатью «7 рублей».
С пассажирами все более чем хорошо, транспорт востребован очень.
Вот какие-то дети целой группой надеются переместиться на трамвае.
Вагоны бывают и стандартной окраски.
И рекламной.
На многих вагонах реклама не обновляется годами.
Хотя вот, с вареничной «Победа» — новая.
На первом маршруте работают только вагоны Tatra KT4SU (№030, 033, 034, 035, 036, 041, 042, 043, 044, 045, 046).
Есть еще три двухкабинника (то есть им можно управлять с любой из сторон) — №031, 038 и 039.
Либо №031, либо №038 выдается на третий маршрут — от вокзала до гостиницы «Украина». Вот, собственно, весь маршрут и виден (1.100 м., две промежуточные остановки).
Маршрутный указатель самого кустарного вида.
А №039 иногда бывает задействован на экскурсионном пятом маршруте, для чего покрашен соответствующим образом.
На самом деле он все равно ходит по первому, экскурсии бывают, но нечасто.
А теперь перейдем к тому, что не меняется десятилетиями и является самым привлекательным транспортным (и не только) объектом в городе.
На втором и четвертом городских маршрутах работают самые старые на всей территории СНГ вагоны — немецкие Готы пятидесятых годов.
Талон техосмотра, например.
Второй маршрут, от Гортеатра до Лимана.
Вывеска.
Сохранился и старый трафарет, до Мойнак (это на одну остановку дальше).
Конечная остановка Лиман.
Внутреннее убранство раритетных Гот.
Пульт управления. Вентилятор прикручен современный :)
Рычаг хода. Он очень велик, если сравнивать с современными.
При нас, 24 июля, случилось даже ЧП, вагон №010 задымился и потерял ход, так что его №007 оттаскивал в депо.
Буксировка.
А ведь был бодренький такой.
Ремонтная спецмашина.
Четвертый маршрут до Нового пляжа обслуживается даже не одним вагоном, а сцепкой. Маршрут хоть и летний, но именно летом — очень востребованный.
Безмоторный вагон (Gotha B57 №051) + Gotha T57 №018.
Хотя и одиночные иногда ставят (№012 на маршруте, например).
Поскольку весной трамваю в городе было 100 лет, то на конечной «ул. Симферопольская» одну Готу поставили в виде памятника. Ближайший к нам вагон — памятник (№063), а на втором плане еще очень даже действующий (№012).
Все правильно, ровно век.
И даже на таких старых вагонах могут работать стажеры. Видите желтый указатель? Новых готоводов учат.
Депо в городе одно и очень старое. Расположено в самом центре, у морпорта.
Злобы дня.
Обильная информация для вагоновожатых.
Три уровня торможения (там еще стоит столбик «Служебное торможение», его листья закрывают).
Перевод стрелок вручную.
Второй век евпаторийского трамвая начат.