Найти тему
Исай Давыдов

А что было еще раньше? Было ли у Вселенной начало?

Оглавление

Материализм объявляет время одной из форм существования материи. При помощи такой таинственной формулировки он молчаливо пытается отнести время к одной из материальных категорий. Однако это ни в коей мере не спасает атеизм от полного научного краха. В самом деле, если бы даже время, характеризующее продолжительность и последовательность тех или иных событий Материального Мира, и было материальной категорией, то, согласно основному свойству материи, такого рода материальное время не смогло бы существовать без своей нематериальной противоположности, то есть без идеального времени, характеризующего длительность и последовательность всех идеальных событий.

Считать время материальным и одновременно отрицать факт объективного существования идеального времени — это все равно что возражать против принципа компонентных и диалектических противоположностей, без которого диалектический материализм перестает быть диалектическим, а научный атеизм перестает быть научным. «Научный» атеизм и «диалектический» материализм не могут существовать без фантастических понятий «вечности и бесконечности» материи.

Поэтому атеизм ранее ошибочно представлял, что скорость света является якобыбесконечно большой величиной. Первый сокрушительный удар по атеистическим 100 представлениям бесконечности нанесла физика еще тогда, когда было установлено, что скорость света в чистом вакууме равна конечной и вполне конкретной величине: с = 299 792 км/сек. Из специальной теории относительности известно, что продолжительность кодового времени зависит от отношения скорости движения рассматриваемой системы относительно наблюдателя к скорости света.

«Часы вследствие своего движения идут медленнее, чем в состоянии покоя». Предположим, что система В движется относительно системы А со скоростью у. Если в обоих инерциальных системах отсчета установлены совершенно одинаковые часы, то при наблюдении из системы А промежуток времени между двумя событиями, происходящими в системе В, равен:

-2

где t — чужое (релятивистское) время, определяемое по показаниям часов, находящихся в системе A, a t0 — собственное время (или время покоя), определяемое по показаниям часов, находящихся в системе В. Под собственным мы понимаем время, отсчитываемое по часам наблюдателя, который находится в той же системе, где происходят рассматриваемые события. Собственное время называют еще и временем покоя.

-3

Под чужим мы понимаем время, отсчитываемое по часам неподвижного наблюдателя, находящегося в стороне от той подвижной инерциальной системы отсчета, в которой происходят рассматриваемые события. Масштаб собственного времени для всех инерциальных систем отсчета одинаковый, а чужого времени — различный. Как собственное, так и чужое время в теории относительности относятся к категории кодового вре мени, а не подлинного, потому что определяется оно ходом часов и характером передачи сигналов.

Из уравнения (5) видно, что если мы с вами живем на Земле, а какой-то фотон приближается к нам со скоростью света (v = с), то, по нашим представлениям, на фотоне протекает нуль времени (t0 = 0) за сколь угодно большой промежуток времени t, протекающий на Земле, то есть промежуток чужого времени t для Земли равен бесконечности, тогда как промежуток собственного времени для фотона равен нулю: t0 = 0.

Поэтому, по нашим земным представлениям, на фотоне все события протекают мгновенно и с бесконечно большой скоростью, хотя сам фотон относительно нас движется с конечной скоростью, равной 299 792 км/ сек. Вследствие этого в нашем воображении создается иллюзия о том, что якобы понятие времени для внутреннего мира фотонов лишено всякого смысла. Это дает повод некоторым наиболее прогрессивным атеистам заявлять, что якобы лишены всякого научного содержания вопросы: «А что было еще раньше? Было ли у Вселенной начало?»

-4

Ошибочность такой иллюзии станет понятной, если мы с вами мысленно переселимся в мир фотона. Тогда нам будет представляться, что не фотон летит к Земле, а Земля приближается к фотону со световой скоростью. Следовательно, теперь нам будет представляться, что на Земле протекает нуль времени за сколь угодно большой промежуток времени, протекающий на фотоне, то есть промежуток чужого времени t для фотона равен бесконечности, тогда как промежуток собственного времени для Земли равен нулю: t0 = 0.

Поэтому, по нашим представлениям, то есть по представлениям жителей фотона, на Земле все события протекают мгновенно и с бесконечно большой скоростью. Вследствие этого в нашем воображении создается обратная иллюзия о том, что якобы понятие времени для Земли лишено всякого смысла, 102 хотя на самом деле на Земле нет никаких мгновенных событий и нет никаких бесконечно больших скоростей.

Таким образом, воображаемым жителям фотона свои собственные события представляются длительными, а земные события — мгновенными. В то же самое время жителям Земли все представляется наоборот: земные события — длительными, а события, происходящие в недрах фотона, мгновенными и неуловимыми.

-5

Но в чем же заключается суть столь парадоксального факта? Все дело в том, что масштаб собственного времени для всех инерциальных систем остается постоянным, тогда как масштаб чужого времени изменяется в зависимости от скорости. Если в сколь угодно большом количестве инерциальных систем отсчета установлены совершенно одинаковые часы, то промежутки собственного времени, отсчитываемые этими часами, всегда остаются одинаковыми.

Изменяется только лишь ход чужого времени, а не собственного. Промежуток чужого времени, то есть промежуток времени между любыми чужими событиями, отсчитанный по своим часам, возрастает с увеличением относительной скорости движения той системы, в которой эти события происходят. В своей системе отсчета время всегда больше, а длина всегда меньше, чем в чужой системе отсчета.

Поэтому чужие секунды представляются нам своими веками, если эта чужая система движется относительно нас со скоростью, близкой к скорости света. Вот почему каждый библейский день представляется нам двумя миллиардами земных лет. Но стоит в нашем примере фотону приземлиться, как мы сразу же увидим, что время в недрах фотона протекает так же, как и на Земле.

-6

В чужой системе отсчета кодовое (а не подлинное) время всегда зависит от скорости движения объекта относительно наблюдателя. Если эта скорость меньше скорости света (v < c), то чужое время имеет конечную величину, и мы всегда можем 103 сказать: «раньше» или «позже». Если эта скорость равна скорости света (v = c), то чужое время в нашем представлении сливается в нуль. Если же эта скорость больше скорости света (v > c), то чужое время в нашем представлении выражается мнимым числом.

Это означает, что мы практически не можем измерять время в чужой системе отсчета, если эта чужая система движется относительно нас со скоростью, равной или превышающей скорость света. Но это вовсе не означает, что в такой чужой системе отсчета время якобы не протекает вообще. Теоретически мы всегда можем вычислить любой промежуток времени в любой чужой системе отсчета, если эта чужая система движется относительно нас с любой конечной скоростью и если мы мысленно переселимся в нее, ибо, мысленно переселившись в чужую систему отсчета, мы можем вычислять ее время как свое собственное время. Наши теоретические рассуждения беспомощны только лишь в мире бесконечно больших скоростей и абсолютного нуля...

Подробнее

Подписывайтесь на канал

Наука
7 млн интересуются