Как человека, имеющего непосредственное отношение к послегарантийному сервису французских автомобилей, меня крайне расстраивает текущее положение дел в PSA… Нет, не финансовое, с деньгами, судя потому, что французы скупили половину GM и FCA целиком, у них, похоже, все ОК. Модельный ряд, представленный на российском рынке угнетает. С таким модельным рядом, этот рынок не то что не завоюешь, скоро он вообще автомобили PSA замечать перестанет.
А ведь шесть лет назад у PSA был реальный шанс. Французы сделали тогда то, что никогда ни сделать не то что БМВ с Мерседесом, даже Шкоде не сделать - практичный, универсальный и функциональный автомобиль ДЛЯ ЖИЗНИ. Не для гонок, не для понтов - для жизни. Простой, честный, но в то же время технологичный и креативный автомобиль - Citroën C4 Cactus.
Для иллюстрации, думаю, будет уместна цитата шестилетней давности, взятая с сайта Топ Гир:
"Меньше агрессии – больше человечности, меньше холодного хайт-тека – больше интуитивно понятных функций. И это ведь так естественно. Современные автомобили приучили нас к плохому. Тот же бампер из средства защиты при наезде на препятствие превратился в декоративный элемент, требующий дорогостоящего ремонта при малейшем контакте. Вот почему у “Кактуса” будут прочные бампера и защитные резиновые вставки в дверях. Спортивный имидж и высокие технологии – вот краеугольные камни успеха большинства крутых брендов. Citroen хочет совершенно другого."
И у Ситроен это, другое, тогда похоже получилось. Не зря же Cactus — единственный автомобиль, который, хотя бы отдаленно, похож на автомобиль будущего, каким рисовало его воображение в нашем далеком детстве. Давайте разберем по косточкам то, что, собственно, делает обычный С4 - Кактусом. И это не резинки по бортам, вернее, не только резинки — концепция. Концепция Citroën C4 Cactus в целом.
Начну я про концепцию издалека. Очень из далека. Из России. А точнее, из маленькой деревушки под Питером. Не многие знают, что проект, известный сейчас владельцам Пежо и Ситроен как Дэнис Авто, начинался мной просто как хобби. Был у меня французский автомобиль, он мне нравился… был грузовой автосервис, он приносил средства к существованию. Появление хобби, не отходя от работы, казалось мне логичным. Но, есть у меня плохая черта — все мои хобби, рано или поздно, превращаются в бизнес. А бизнесу нужен маркетинг.
Долго думал я над маркетинговой концепцией французского автосервиса, проводил исследования, искал слабые стороны конкурентов. Вывод ошеломил — главная претензия целевой аудитории к сервисам, не высокие цены, не качество работ, а полное недоверие! Но, ведь сделать так, что б тебе доверяли не сложно — достаточно просто быть нормальными людьми. Так сформировалась странная в своей уникальности, можно сказать, антимаркетинговая концепция нашего автосервиса. Мы не завлекали никого демпингом, не грузили про 100% качество, а просто никого не разводили и не разводим, делаем только то, что делаем хорошо, что делаем плохо — не делаем. Все просто и честно. Так вот… ЧЕСТНОСТЬ — ключевое слово в Концепции Кактуса. Запомните.
Продолжу я опять же издалека. Причем, еще дальше. Из Испании. Отдыхал там лет семь назад. Турист я был тогда не опытный, работал много, отдыхал мало, поехал туда спонтанно и один. Поэтому, что бы не заморачиваться, заказал все блага в турфирме — отель с бассейном, на первой береговой линии, номер сингл, полупансион. А как прибыл на место, заказал еще и всякие экскурсии сразу. И только освоившись немного, понял, что я редкий лошара. Примерно такой, как покупатели вожделенного автомобильного премиума. Ведь номер, в котором я жил, судя по двум кроватям, предназначен был для двоих. А это значит, что я тупо платил за этого отсутствующего второго. В бассейн я нырнул всего пару раз, да и то для приличия- море в трех шагах сводило его необходимость к нулю. Полупансион вносил в отдых не нужный мне график, да и питаться в многочисленных кафе было удобней, дешевле и приятней. Не говоря уж о том, что в магазине можно было на три евро купить бутылку вина и хамон.
Первая береговая была то же не нужна. Ведь купаться я ходил все равно не на отельный пляж, а за пару километров от отельной зоны. Там и песок был чище, и надоедливых пляжных барыг не было, а топлесс-шоу молодых каталонок было более гармоничным и привлекательным, чем аналогичное, исполняемое в отельной зоне, престарелыми немками. Ну и автобусные экскурсии были то же не нужны - машина, взятая в прокат, оказалась гораздо предпочтительней. В общем, все те излишества, за которые я почти вдвое переплатил турфирме - были просто не нужны изначально. Мне не жаль потраченных денег, но качества отдыха они не прибавили. Так что, в следующий раз — НЕТ ИЗЛИШЕСТВАМ. И это ключевая фраза в Концепции Кактуса.
Добавив к ним еще ключевые понятия, такие как ПОВСЕДНЕВНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ и КОМФОРТ, мы подошли к тому, что б и сформулировать ту самую Концепцию Кактуса:
ЧЕСТНЫЙ АВТОМОБИЛЬ БЕЗ ИЗЛИШЕСТВ, ДЛЯ КОМФОРТНОЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ.
Такая не сложная, казалось бы, формулировка. Но в нее стоит вдуматься. Citroen C4 Cactus не пытается быть спортивным - это опасно и неэкономично. Не старается вседорожным - любой кроссовер все равно вызовет улыбку у участников трофи. Не является престижным, "престижный французский автомобиль" — одна эта фраза многим уже кажется странной. Не старается стать самым дешевым. Быть дешевым — это прерогатива Dacia, ВАЗ и китайцев. Зачем лезть в чужой огород... Простой, честный взгляд Ситроен на авто… и… ни кем не занятая на рынке ниша стала очевидной!
Citroën C4 Cactus не ориентирован ни на бедных, ни на аскетов. Просто, за меньшие деньги, он предлагает больше практичности и комфорта тем, кто готов отказаться от излишеств. Оставаясь, при этом, современным и симпатичным автомобилем.
Конечно же, юные пользователи видавшего виды "премиума" и "зажигалок", лихо оперирующие терминами вроде "авто для девочек", считающие стремление к опасным удовольствиям смыслом жизни, никогда не поймут Концепции Кактуса. Да этого от них никто и не ждет. Они — не целевая аудитория этой машины, как минимум, пока не подрастут. А вот людям зрелым, тем, кто способен реализовать себя и вне дорог общего пользования, кому жизнь без адреналиновой зависимости не кажется такой уж скучной — Citroen C4 Cactus явно понравится.
Один из моих оппонентов на DRIVE2, усомнившись в честности Концепции Кактуса, упрекнул его в том, что, при отсутствии полного привода, он "выглядит как кроссовер". Ну что тут сказать… В Париже на выставке, я действительно видел C4 Cactus Aventure, который, не то что как кроссовер, как боевой внедорожник выглядел. Но, боюсь, что Кактус обычный выглядит в сравнении с ним более легковым, чем Mini в сравнении с Mini Countryman. Однако ж, даже если внедорожный визуальный эффект присутствует, то для эксплуатации в РФ это скорее плюс. Ведь внедорожники у нас на дорогах уважают больше хэтчбеков.
Да, Citroën C4 Cactus выглядит как кроссовер и, да, у него передний привод. Кстати, хотел бы напомнить собственно определение термина "кроссовер", а то некоторые воспринимают его синонимом слову "джип" и "внедорожник". Википедия гласит: "Кроссовер (тип автомобиля) — от cross-over — езда по пересеченной местности. Универсал (хетчбек) повышенной проходимости, легковой автомобиль, с полным или передним приводом".
Т.е. это всего навсего легковой автомобиль, способный "проехать на дачу где-нибудь в средней полосе..., а серьезно рассматривать легкий кроссовер как машину для покорения бездорожья может только безумец". Последняя цитата — с auto.mail.ru и написана она про соплатформенник Кактуса — Пежо 2008. Ну так, принимая во внимание эти моменты, объясните мне, какой смысл делать городской автомобиль, в философии которого изначально заложена минимизация затрат на его эксплуатацию, полноприводным?
Теперь про двигатели и КПП. В Кактусе, новые "пэсэашные" трехцилиндровые "бензинки" и проверенные, экономичные и надежные 1.6 еHDi. Сочетаются они с механикой и хорошо зарекомендовавшей себя роботизированной трансмиссией EGS6. Машин с таким роботом я видел в сервисе достаточно. Но не одна из них не приехала для его ремонта. Более того, Peugeot 3008, имеющийся в моей семье, имеет практически такой же, как на Кактусе дизель и такой же EGS6. Поэтому, основываясь на личном опыте и статистике, связку 92-сильный дизель + шестиступенчатый робот я рекомендовал бы как оптимальную. Такая связка обеспечит смешные налоги, смешную страховку и смешной расход. Что для любого рационального пользователя — приятно. При этом, разгон такого автомобиля вполне приемлем и в городском потоке и за городом, а комфорт, в пользовании вышеупомянутым роботом, может, лишь чуть менее предпочтителен перед классическим автоматом.
Теперь немножко о внешности Кактуса. Все ж таки Air Bump - обрезиненные бамперы, бока и арки — решение столь очевидное для городской эксплуатации, что его можно признать гениальным. Ну согласитесь, большая часть повреждений до досадного мелки и случайны. А такое решение для тесных паркингов - самое то.
В общем, казалось бы, такая машина - просто находка для нашего рынка. Я искренне поверил тогда в Кактус, в обновленный Ситроен, в Happy Revolution, в то, что "Citroen C4 Cactus может ознаменовать возвращение честного автомобиля, который, в отличие от Logan, будет еще и совсем нестыдным" (с) Top Gear. Много изучал информации и писал тогда про эту машину на DRIVE2, ездил смотреть в живую во Францию и Финляндию.
А что же представительство Ситроен в России? Вот ведь вам готовое решение для упавшего российского рынка. Везите, продвигайте, продавайте. В идеале - организуйте производство Кактуса в Калуге, локализуйте, роняйте цену и душите конкурентов....
Увы... ничего этого не случилось. Ни появления Кактуса в РФ, ни, тем более, производства. Модельный ряд Пежо Ситроен в России стал просто смехотворным. В Калуге продолжают клепать устаревшие, вышедшие из моды и никому не нужные седаны С-класса, переделанные из популярных когда-то хэтчбеков, да выдумывать очередные заведомо провальные проекты, типа полноприводных микроавтобусов на механике... Причём, продвижением этого всего занимаются, в лучшем случае, левой ногой. Какие уж тут продажи...
Уважаемые руководители PSA Peugeot Citroen, Вам не кажется, что в российском представительстве надо что-то менять?