Русский Патмос: Святыня последнего апостола.
Одно предание гласит, что когда Иоанн Богослов пребывал в изгнании на острове Патмос, то было ему видение — два прекрасных храма, названных его именем. Первый из этих храмов должно было построить здесь же, а второй — где-то на другом конце земли. Место, предназначенное для возведения второго храма, открылось православному люду только около двух столетий назад.
ППрозрение владыки Парфения
История русского Патмоса на далёком Горном Алтае начинается с посещения Томским епископом Парфением в 1850-х годах села Немал, расположенного на берегу реки Катунь. В этих местах православных верующих было мало — местные жители поклонялись своим идолам.
Прибыв в село Чемал, где недавно поселились несколько семей русских крестьян из Бийского уезда, епископ увидел удивительной красоты скалистый остров, отделённый от посёлка бурным потоком реки Катунь. Потрясённый зрелищем, владыка переправился на островок, освятил его и нарёк русским Патмосом. На то, что это место из видения Иоанна Богослова, Парфению указал тот факт, что первая православная церковь в селе Чемал была названа в честь этого апостола.
В тот же день произошло ещё одно чудо, убедившее Парфения в верности его суждений. Едва владыка вернулся в село, как к нему пришли два самых уважаемых в округе шамана, которые сожгли на его глазах свои бубны и попросили окрестить их в православную веру.
Спустя несколько лет после этих событий на русском Патмосе вырос прекрасный храм Апостола Иоанна, а островок соединил с берегом прочный подвесной мост.
Первый святитель
В 1861 году настоятелем храма на русском Патмосе стал иеромонах Макарий (Невский). Однако, кроме руководства приходом, молодой священник несколько лет занимался миссионерской деятельностью. Макарий запомнился здесь как энергичный и глубоко верующий священнослужитель, который без труда находил общий язык не только со своей паствой, но и с местными жителями-идолопоклонниками. Иеромонах бесстрашно сплавлялся по горным рекам, пересекал глухую тайгу, чтобы попасть в дальние селения. Во время этих долгих переходов священник ночевал в лесу, спал на голой земле и подолгу обходился без горячей пищи. С коренными алтайцами Макарий общался легко, и к его словам с глубоким вниманием прислушивались даже самые ярые язычники, а после бесед с батюшкой охотно принимали православие. Священник не гнушался чёрной работы. Он помогал самым бедным прихожанам, ремонтируя их убогие домишки и вскапывая грядки на огородах. Кроме того, по всей округе ходили слухи, что молитва русского батюшки заставляла отступать тяжкие болезни.
Вскоре Макарий был назначен начальником Алтайской духовной миссии, а затем главой Томской епархии.
Революцию 1917 года Макарий встретил в чине митрополита Московского и Коломенского. Последние годы жизни провёл в селе Котельники близ Люберец, где и был погребён в 1926 году.
В 2000 году Макарий был причислен к лику святых, и сегодня его образ является одной из главных святынь русского Патмоса.
Такие разные художники
В начале XX века храм Иоанна Богослова на русском Патмосе стал подворьем Барнаульского Знаменского женского монастыря, скит которого был основан на берегу Катуни — прямо напротив церкви.
В 1920-е годы прекрасный храм был закрыт и вскоре уничтожен. В селе Чемал рассказывают об этом событии вот какую историю. Как-то на живописные берега Катуни приехал на этюды городской художник. Он долго восхищался храмом Иоанна и старательно писал его в самое разное время — при различном освещении. Когда же творение доморощенного живописца было закончено, картина так восхитила автора, что от избытка чувств он поджёг прекрасную церковь, которая, по его мнению, по всем статьям уступала его «шедевру». Вместе с ней сгорел и подвесной мост, соединяющий русский Патмос с селом. Поступок городского варвара больно ударил по чувствам местных жителей, но ещё больше их обидело, что новые власти даже не стали заводить дело о поджоге, а просто разобрали пожарище и сбросили головешки в реку.
А в начале 1990-х годов эти места посетил другой мастер — известный московский фотохудожник Виктор Павлов. Узнав о преступлении коллеги, он решил вернуть местным жителям прекрасный храм. Возвратившись в Москву, Виктор Николаевич старательно изучил историю русского Патмоса, разыскал сохранившиеся чертежи уничтоженной церкви, а затем, продав все своё имущество, вместе с женой перебрался в Чемал. Здесь Павлов купил небольшую времянку, а все деньги вложил в строительство нового храма.
Вскоре на месте сгоревшей церкви вырос собор Иоанна Богослова, сложенный из кедровых брёвен, который, как и прежде, соединяется с селом прочным подвесным мостом.
Надо сказать, что, подарив верующим возрождённый собор из видения последнего апостола, Виктор Павлов скончался через несколько месяцев после того, как отстроенный им храм был освящён.
Чудеса острова
За свою недолгую историю храм, отстроенный Виктором Павловым, стал одним из известнейших в России благодаря многочисленным чудесам, что происходят в его стенах. Одно из них — это загадочное обновление святынь. Как-то Виктору Николаевичу была подарена старинная икона Богородицы. Образ находился в удручающем состоянии — время и неправильное хранение убили практически все его краски. Павлов решил отдать икону на реставрацию, а на время поместил её в часовню при храме. Но не прошло и месяца, как оказалось, что реставрация иконе не нужна! На ней чудесным образом начали проявляться лики Богородицы и Младенца, а также складки их одежд. Сейчас икона перенесена в храм, где поражает многочисленных паломников новыми сочными красками, а люди, незнакомые с историей образа, довольно часто принимают его за творение современных иконописцев.
Другой образ, обновившийся на русском Патмосе, — икона Господа Вседержителя. Причём сейчас эта святыня мироточит — на стекле, закрывающем образ, регулярно возникают мелкие капельки мира. Причём появляются они практически на глазах у посетителей храма и даже во время церковной службы. Сестры монастыря рассказывают, что эта икона слышит все молитвы верующих, обращённые к ней.
Уникальной святыней русского Патмоса является высеченный на одной из скал лик Богородицы. Он создан несколько лет назад монахиней Фелофеей, которая до принятия пострига была альпинисткой и скульптором. Говорят, что подобное изображение Богоматери на этой скале некогда явилось прежней настоятельнице монастыря, игуменье Наталье. С этим барельефом тоже связана одна загадочная история. Спустя несколько месяцев после того, как работа Фелофеи была закончена, лик Богородицы скрыла разросшаяся трава. И тут на острове непонятно откуда появились дикие кролики, которые за несколько дней её съели.
Ещё одно рукотворное чудо острова — маленькая звонница, где висят небольшие билы — предшественники колоколов. Если ударить по ним — колотушками, то их звон разлетается не только над русским Патмосом, но и над селом Чемал. Причём звук стоит в воздухе довольно долгое время, донося до православного люда благодать чудесного мира.