Тот редкий случай, когда Сальвадора Дали на фото можно не узнать. Всё потому, что в скафандре для глубоководных погружений не видно усы.
Скафандр Дали приобрёл в Англии, в специализированном магазине. На вопрос продавца, куда он собирается нырять, ответил в своём духе: "В глубины бессознательного". Ну, и нырнул. С почти летальным исходом.
11 июня 1936 года в New Burlington Galleries Лондоне открылась Международная выставка сюрреалистов. Среди прочих – Пабло Пикассо, Ман Рэй, Марсель Дюшан, Константин Бранкузи, Макс Эрнст, Пауль Клее, Дора Маар, Рене Магритт и, разумеется, Сальвадор Дали с Галой вместе. Но сегодня о шестидесяти с лишним выставлявшихся художниках вспоминают редко... Этот день ассоциируется исключительно с Сальвадором Дали и его скафандром.
В карусели работы упомянутых художников за 1936 год:
Дали пришёл на открытие выставки в скафандре, с кием и двумя собаками. Причём тут собаки, не знаю. Скафандр символизировал то, что Дали погружается в своём искусстве на невиданные доселе глубины бессознательного. Кий пригодился весьма, поскольку Дали пренебрёг техникой безопасности и не посчитал важным выяснить, как дайверы в этих скафандрах дышат.
В карусели работы упомянутых художников за 1936 год:
Пока Дали махал руками, пытаясь показать, что задыхается, все были уверены в том, что это часть перформанса, и восторженно аплодировали. Когда он рухнул без сознания на пол, кто-то догадался, что, возможно, что-то пошло не так. Но среди гостей вечеринки дайверов не оказалось, а художники не больше Дали понимали в том, как эта штука работает, и, что особенно важно, в том, как её снять.
Читайте о выставке Дали в Манеже, о роли ванн в творчестве Дали и о том, что у него общего с Оскаром Уайльдом.
Тут-то и пригодился кий: его каким-то образом просунули между шлемом и комбинезоном, чтобы пропустить воздух в образовавшуюся щель и не дать товарищу окончательно задохнуться. Вот так оказалось, что к погружениям "в глубины бессознательного" Сальвадор Дали решительно не готов. Потому что технику безопасности никто не отменял.