Восточные гунны активно контактировали с первым корейским государством Кочосон, которое заключило с ними оборонительный союз против империи Хань.
Но после того как власть в Кочосоне захватил китайский перебежчик Вимана союз был расторгнут.
Воспользовавшись этим ханьский император У-Ди захватил Кочосон в 109 году до н.э.
Восточные гунны оказались в сложном положении. Их торговый контрагент в лице Кочосон перестал принимать их товары в обмен на свободную торговлю через порты на Корейском полуострове. А самое главное исчезла буферная зона между ними и Хань.
Китайцы не стали атаковать восточных гуннов, а усилили среди них пропагандистскую работу, поощряя покупку ими предметов роскоши китайского производства и браки с китаянками. Началась постепенная асиммилизация гуннов.
В отношении западных гуннов ханьцы несколько раз провели наступательные операции, окончившиеся ничем. Гунны, учтя опыт предыдущих поражений перешли к оборонительной тактики, применяя фортификации которой они научились у китайских перебежчиков и создавая склады припасов, что позволило вести длительные боевые действия.
Также западные гунны смогли организовать оборонительный союз с сяньби, уйсунями и таба.
В результате ханьская агрессия на Запад захлебнулась.
Тогда китайцы перешли к тактике - Разделяй и властвуй.
Они отдали китайскую принцессу вместе с прислугой в жены жабгу (правителю) уйсуней, зависимых от гуннов. Так они сделали их равными с гуннами в глазах китайцев и зародили в уйсунях идею отделения от гунского союза.
Принцесса вначале была замужем жабгу, а затем за его внуком (китайцы еще те мастера любовной игры).
Таким образом принцесса стала довольной сильной фигурой у уйсуней, которая начала вести свою игру в пользу империи Хань, создав тайную прокитайскую группировку.
К счастью или несчастью. но после рождения дочери принцесса умирает.
Но ее тайная группировка приверженцев Хань осталась и все больше увеличивалась новыми сторонниками. К тому же китайцы не прекратили посылать в жены вождям уйсуней китаянок, которые также включались в подрывную деятельность.
Самой влиятельной среди уйсуней китаянкой стала Гяй-ю, муж которой жабгу Унгуйми попал под полное ее влияние, и сильно боялся ослушаться ее. Сыновья Гяй-ю стали военачальниками уйсуней, а дочь была отдана замуж за вождя самого крупного племени уйсуней.
Таким образом империя Хань создала тайный плацдарм в тылу гуннов, не приложив никаких военных усилий. Сами гунны даже не догадывались о том, что их союзник попал под китайское влияние.
Мои статьи по теме:
- Гунны - восточные соседи скифов?
- Гунны против дунху - предков монголов. Коллизия 2 века до н.э.
- Войны первых гуннов с тюркоязычными динлинами
- Гунны и империя Хань
- Гунны против империи Хань
- Гунны против империи Хань, часть 2