Найти тему
ФрутоНяня

Почему ребенок не спит: 5 самых частых причин


Почему ребенок не спит: 5 самых частых причин

В этой статье мы опишем несколько основных причин, которые могут лишить вашего ребёнка и вас спокойного и здорового сна. И дадим конкретные рекомендации, которые помогут вам справиться с этой проблемой. Однако, помните, что нарушение сна малыша – это серьёзная проблема, которая прежде всего требует консультации медицинского специалиста.

Неверный распорядок дня и количество сна

Самой распространённой причиной, по которой малыш отказывается от сна, спит мало, часто просыпается или плачет во сне, является неверный распорядок дня либо недостаточное количество сна[i].

Ученые-сомнологи выделяют особые цикличные периоды в организме человека, в которые наш гормональный фон меняется таким образом, чтобы облегчить засыпание[ii].

  • 8:30–9:00 – время первого сна для малышей до 6 месяцев;
  • 12:30–13:00 – обеденный сон (это время отлично подойдёт тем детям, которые ещё спят днём);
  • 18:00–20:00 – лучшее время для отхода к ночному сну.

Именно в эти промежутки времени лучше всего укладывать детей спать.

Что делать:

  • Формируем распорядок дня ребёнка с учётом его физиологии и биологических ритмов.
  • Соблюдаем возрастные нормы продолжительности сна (дневного + ночного).
  • Следим за тем, чтобы интервалы бодрствования соответствовали возрасту малыша.

Нарушение привычных ритуалов

Все дети нуждаются в режиме и порядке. Знание того, что ожидает их дальше, даёт им чувство защищённости, комфорта и возможность подготовиться к смене деятельности.

Что делать:

  • Придумайте только свой уникальный семейный ритуал перед сном. Включите в него то, что с удовольствием будете повторять изо дня в день.
  • Наберитесь терпения; постарайтесь, чтобы независимо от места укладывания малыша спать время было тем же, возьмите с собой в поездку любимое одеяло и подушку ребенка, игрушку, которую он любит больше всего – это позволит ему хоть немного почувствовать себя как дома.

Негативные ассоциации

Всё, что мы используем, чтобы помочь ребёнку уснуть, может стать своего рода «костылём», который на самом деле будет мешать малышу крепко и спокойно спать. Если ребёнок, проснувшись, уже не может самостоятельно уснуть, а ждёт определённых действий, то, значит, пришло время избавляться от вредной привычки (актуально для деток после 4 месяцев).

Что делать:

  • Для начала определите, что является своеобразным «костылём» для сна у вашего ребёнка.
  • Решите, что вы будете систематически работать над тем, чтобы научить малыша засыпать самостоятельно.

Резкая смена деятельности

Некоторые дети не могут быстро переключаться с одной деятельности на другую, тем более им необходимо время, чтобы подготовиться ко сну.

Что делать?

  • Хотя бы за 10-15 минут до укладывания малыша постарайтесь взять его на руки, обнять, немного успокоить. Деток, которые постарше, можно предупреждать о том, что его ждёт: «Малыш, скоро мы будем ложиться спать»
  • Если ребёнок спит в своей комнате, складывайте перед сном игрушки – чтобы они его не отвлекали.
  • Для деток старше полутора лет можно рассказать сказку на ночь.
  • Не забывайте о ритуалах. Конечно, днём мы не всегда купаем ребёнка перед сном или читаем книгу, но переодевание в особенную одежду для сна, темнота в комнате – это уже своеобразная подготовка ко сну.

Некорректная атмосфера сна

Что делать:

  • Установите в комнате малыша, термометр – чтобы создать комфортную температуру.
  • Используйте тёмные шторы или жалюзи, которые максимально блокируют солнечный свет.
  • Уберите из кроватки все отвлекающие детали: лишние игрушки, дополнительные одеяла, подушки. Снимите мобиль и балдахин, если ребёнок уже садится в кровати и может до них дотянуться.
[i] Fernandez-Mendoza J, Vgontzas AN, Calhoun SL, Vgontzas A, Tsaoussoglou M, Gaines J, Liao D, Chrousos GP, Bixler EO. Insomnia symptoms, objective sleep duration and hypothalamic-pituitary-adrenal activity in children. Eur J Clin Invest. 2014 May;44(5):493-500
Weissbluth M. Modification of sleep schedule with reduction of night waking: a case report. Sleep. 1982. 5: 262-266
Watamura S, Sebanc A, Gunnar M (2002). Rising cortisol at childcare: Relationship with nap. Developmental psychobiology, 40, 33-42
[ii] McGraw K, Hoffmann R, Harker C, Herman JH. The development of circadian rhythms in a human infant. Sleep. 1999 May 1;22(3):303-10.
Minors D S, Waterhouse J M, (1984) The sleep-wakefulness rhythm, exogenous and endogenous factors (in man). Experientia, 40, 410-416
Sandyk R (1992) Melatonin and maturation of REM sleep. International Journal of Neuroscience, 63, 105-114