Найти в Дзене
Энергия из отходов

Полет в безотходность

Ежедневно в полет отправляются тысячи самолетов, сотни тысяч пассажиров. Каждый из них оставляет в салоне почти полтора килограмма отходов. Лишь малая доля из них сортируется. Почему авиакомпании не хотят этим заниматься? И почему невозможно вообще отказаться от одноразовой посуды на борту?

Целлофановые пакеты для пледа и подушки, одноразовые наушники, вода и сок в пластиковых стаканчиках, и, конечно, контейнеры с едой, где всё упаковано в отдельный маленький пакетик, в том числе и пластиковые приборы. Все это сопровождает каждого пассажира в каждом полете. И выливается в огромные горы отходов, которые до недавнего времени никто даже не пытался переработать.

По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в 2018 году полет совершили около 4,3 млрд пассажиров, в 2019 — около 4,5 млрд, и есть прогноз, что к 2037 году эта цифра дойдет до 9 млрд.

Соответственно, растет и объем отходов, производимых на борту. В 2018 году их было около 6,7 млн тонн. В Лондонском Хитроу подсчитали, что в среднем каждый пассажир после полета оставляет 1,4 кг отходов.

-2

Большая часть всего потока отходов — пластмасса. Еще 20-30% — продукты питания и напитки. И главная проблема в том, что при уборке все сваливается в один контейнер, пластик и картон пачкаются и перестают быть пригодными к переработке. От бортпроводников никто не требует разделять отходы, зато требуют быстро подготовить салон самолета к следующему рейсу. По словам стюардесс, у них есть на это в среднем 27 минут, и тут уже не до сортировки.

Некоторые авиакомпании начали предпринимать шаги для решения проблемы отходов на борту.

Австралийский перевозчик Qantas в мае 2019 года запустил, как утверждается, первый рейс с нулевыми отходами — Сидней-Аделаида. Весь пластик здесь заменили на повторно используемые или биоразлагаемые материалы. Стюарды сортируют собранные отходы, и вся органика отправляется на компостирование.

-3

Air France пообещала изъять из оборота 210 миллионов пластиковых предметов, используемых на рейсах — столовые приборы, чашки, палочки для перемешивания напитков. Их заменят на альтернативные — из бумаги, дерева и материалов из биологических составляющих.

Испанская Iberia при финансировании Европейского союза выступила соавтором проекта Zero Cabin Waste, целью которого является утилизация 80% отходов, образующихся в салоне. В мае прошлого года авиакомпания ввела более 500 тележек с отсеками для раздельного сбора отходов.

-4

В США авиакомпания Alaska Airlines пообещала уже в этом году сократить количество отходов, отправляемых на полигоны, на 70%. А JetBlue начала сортировать отходы на внутренних рейсах.

American Airlines занимается утилизацией алюминия с 1989 года, а теперь сообщает, что отказалась от пластиковых палочек для перемешивания напитков, заменив их на экологически чистый бамбук. В авиакомпании заявляют, что в настоящее время ищет другие недорогие биоразлагаемые материалы.

-5

Процесс отказа от пластика — долгий и трудный. У этого материала два неоспоримых преимущества — дешевизна и малый вес. В IATA заявляют, что авиакомпании испытывают большую нужду в новых материалах, но найти их не просто.

Лондонская дизайнерская компания PriestmanGoode разработала лоток для еды из съедобных, биоразлагаемых и компостируемых материалов — таких как кофейная гуща, водоросли, бамбук и рисовая шелуха. Сейчас это один из экспонатов Лондонского музея дизайна.

-6
Анна Мейер, руководитель отдела коммуникаций PriestmanGoode:
«Мы хотим показать, что нет единого материала, который может заменить все. Но есть альтернативы, которые можно изучать.»

Конечно, хорошо было бы вообще отказаться от одноразовых предметов. Но, например, стеклянная посуда и металлические столовые приборы тяжелее, а это означает, что самолет будет сжигать больше топлива и выделять больше углекислого газа. Кроме того, их нужно мыть — а это дополнительное использование воды и моющих средств, что может обернуться еще большим ущербом для окружающей среды.

Чтобы реально изменить ситуацию, в эту работу должны включиться и аэропорты. Ведь даже если стюарды рассортируют отходы на борту, им надо их также раздельно сдать.

Одним из самых успешных в этом плане является аэропорт Сан-Франциско. Он один из первых ввел политику Zero Waste и в следующем году может стать первым в мире аэропортом с нулевыми отходами. Весь их объем будет отправляться на повторное использование или послужит сырьем для производства энергии.

-7

На звание самого зеленого в мире претендует и аэропорт Гонконга. Помимо прочего, там даже имеется анаэробный пищевой реактор, который может преобразовывать пищевые отходы в энергию.

-8

Удачным примером может стать и недавно начавшееся сотрудничество аэропорта Домодедово и компании S7 Airlines. В феврале на территории аэропорта начала работать небольшая сортировочная линия, на которую ежедневно отправляется до 20 тыс. снек-боксов. Упаковку разделяют прямо в аэропорту с помощью сепаратора. Вторсырье прессуют и отправляют на переработку, а остальное Каширский региональный оператор вывозит на Комплекс по переработке отходов в Коломенском районе. Там все отходы проходят повторную, более глубокую сортировку, чтобы максимально большее количество фракций использовать повторно, а органику отправить на компостирование.

-9

Но все это — меры, принимаемые авиакомпаниями и аэропортами. А может ли обычный пассажир сделать что-то для решения проблемы?

В IATA заявляют, что люди, которые сортируют отходы дома, даже не думают делать это во время путешествий. По словам бортпроводников, иногда встречаются пассажиры, которые забирают с собой пластиковые бутылки, чтобы выкинуть их в специальный бак. Но таких — единицы.

Возможно, в верном направлении двинулась одна из небольших российских авиакомпаний — «СиЛА». Они предлагают, прилетев на Байкал и посетив остров Ольхон, собирать там мусор. Каждый сданный затем килограмм отходов даёт возможность бесплатно провезти килограмм багажа сверх нормы. Помимо прямой пользы — очистки острова, есть и еще одна — люди переносят правильное экологические поведение из дома в полет.