Найти в Дзене
Vsadnique

Непопулярный, но актуальный Анархизм

Оглавление

В прошлый раз мы касались нашумевшего дела Сети (анархистская ячейка, обвиненная в терроризме) в контексте: “что же такое терроризм, а что такое партизанская работа”. Выводом является их непричастность ни к тому ни к другому. Сегодня же мы рассмотрим анархизм без дешевых клише и разберемся почему же он актуален сегодня.

XX век является социально-культурным вулканом, который доказал некомпетентность авторитарной власти, условность демократии и парламентаризма. Поэтому с 70-х годов XX века становится очевиден крах идеологий, рисующих будущее цивилизации и описывающих закономерности ее развития, взаимосвязано с этим произошла культурная смена эпох от модернизма (культуры и философии конца XIX начала XX веков) к постмодернизму (конец XX - начало XXI века). Постмодернизм пришел на смену модернизму с ироничной издевкой над основными чертами предыдущей эпохи: верой в прогресс и всемогущество разума.

Парадокс переживаемой нами эпохи заключается в том, что анархизм, который и в лучшие свои времена часто воспринимался как курьез и безумие, сегодня неожиданно для самих анархистов становится актуальным. Изначально необходимо пояснить, что безвластие в анархизме заменяется осознанностью, а не слабоумием создателей этой теории, ничего общего с хаосом и “законом джунглей” эта идеология не имеет.

-2

Анархизм является очень широким определением взглядов, основывающихся на свободе личности, самоуправлении, безвластии или отсутствии иерархичности, при этом спектр течений колеблется в личностном и рыночном вопросах от анархо-капиталистов и анархо-индивидуалистов до анархо-коммунистов и анархо-синдикалистов. Принцип борьбы с иерархичностью стал поводом для создания молодых течений анархо-феминизма и квир-анархизма. В теоретическом и практическом плане отдельным течением анархизма стоит зеленый анархизм, делающей акцент на экологических проблемах. Зеленый анархизм делится на две концепции (да, опять, я еще далеко не все перечислил) анархо-примитивизм и сторонников социальной экологии.

Примитивисты утверждают, что переход от охоты и собирательства к сельскому хозяйству дал начало расслоению общества, принуждению и отчуждённости. Они являются сторонниками отказа от цивилизации посредством деиндустриализации, упразднения разделения труда и специализации, отказа от крупномасштабных технологий.

-3

Анархо-примитивизму близка концепция «золотого века», «потерянного рая» и «благородного дикаря», то есть состояние первобытного простодушного и благородного человечества, жившего в гармонии с природой, во многом согласовывается с философским течением традиционализма. А социальная экология – это наука которая изучает отношения между человеческим обществом, окружающей средой, влияние производственной деятельности на природу, урбанизации на окружающую среду, физическое и психическое здоровье человека и его генофонд. [1]

История в лицах

Естественно, что элементы анархического мировоззрения были известны на протяжении многих веков. Стремление к полной свободе личности в свободном обществе, отрицание власти, эксплуатации и дискриминации – подобные настроения в той или иной форме можно обнаружить у античных киников и у китайских даосов, у средневековых анабаптистов и у английских диггеров, у русского еретика Ф.Косого и французского мыслителя конца XVIII в. С.Марешаля, а так же у русских старообрядцев.

Однако анархизм в собственном смысле этого слова, порожден реалиями нового времени. Великие европейские революции конца XVIII столетия, способствовали утверждению человеческой индивидуальности и крушению основ традиционного общества, тем самым постепенно оформляя анархизм – сначала как философское учение, а затем как революционное движение. Анархизм стал реакцией на неудачи в революций, ведь парламентская демократия не принесла желанного освобождения личности.

-4

«Отцом анархизма» нередко называют выдающегося французского мыслителя Пьера Жозефа Прудона (1809–1865). Сын крестьянина, самоучка, проведший жизнь в тяжелом физическом труде и крайней бедности, Прудон был одним из немногих вождей социалистического движения XIX в., не принадлежавших к господствующим классам. С именем Прудона связаны самоидентификация анархизма, разработка его основных социальных идей и их распространение в массах.

Историк анархизма Макс Неттлау пишет о Прудоне: «К несчастью, он умирал как раз в то время, когда возник Интернационал. Но в то же самое время огромная фигура Бакунина уже появилась, и на каких-нибудь 10 лет анархизм получил мощный толчок от этой замечательной личности».

«Мы читаем Бакунина и слушаем свист огня... Мы уже, наверное, можем забыть мелкие факты этой жизни во имя ее искупительного огня... Займем огня у Бакунина» А. Блок (1880-1921)

Михаил Александрович Бакунин (1814–1876), несомненно, является ключевой фигурой в истории анархической мысли и анархического движения. Именно Бакунин, будучи одаренным философом, заложил основы анархизма как цельного мировоззрения (а не только как программы действий или социологического учения). Бакунин и инициировал появление мощного революционного движения под анархическими лозунгами почти по всей Европе. Наконец, Бакунин, как никто до и после него, сумел выразить основной мотив анархизма – пафос бунта, бескомпромиссной борьбы за освобождение личности и общества.

-5

Жизнь Бакунина похожа на легенду. В числе его друзей были Н.В. Станкевич, И.С. Тургенев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, П.Я. Чаадаев, Г. Гервег, Р. Вагнер, Ж. Санд, А. Мицкевич, П.Ж. Прудон, А. Руге, В. Вейтлинг. Бакунин вдохновил Рихарда Вагнера на создание образа неистового Зигфрида, Бакунин был прототипом Рудина у Тургенева и Ставрогина у Достоевского.

Осуждая патриотизм как государственно-националистическую идеологию рабства и ненависти, Бакунин подвергает подробной критике и представительную демократию, опирающуюся, по его мнению, на манипулирование управляемыми массами и марксизм. Проблемы государства и социальной революции Бакунин анализирует в связи с национальными особенностями различных европейских народов, с их историей и культурой. Если бисмарковская Германия представляется Бакунину воплощением духа государственничества, централизма, милитаризма и бюрократии, то романские и славянские народы мыслитель рассматривает как среду, стихийно порождающую анархистов. Надо признать, что именно в славянских странах и в Южной Европе анархическое движение получило наибольший размах в 1860–1870-е гг. и позднее.

Многие эмигранты из Старого Света активно пропагандировали анархические идеи на обоих американских континентах. В США анархизм распространялся в самых различных формах. Там были приверженцы штирнеровского анархо-индивидуализма, и прудонисты, создававшие кооперативные ассоциации.

В Российской империи конца XIX века большинство подпольных партий имели анархистские цели в своих программах. Своеобразным – «мирным» и полурелигиозным – вариантом анархизма в России было толстовство. Лев Толстой никогда прямо не называл себя анархистом, однако категорическое отрицание государства, патриотизма, армии и смертной казни (как прерогативы власти) самим Толстым, а также организация его сторонниками значительного числа изданий и коммун, члены которых проповедовали принципы самоуправления, отказ от соучастия в государственной жизни (уплаты налогов, службы в армии и т.д.) – всё это вносило свой вклад в развитие анархизма в России. Толстовские коммуны просуществовали в России до 1930-х гг. и были окончательно разгромлены большевиками.

Толстой и Кропоткин оказали существенную поддержку религиозной секте духоборов, исповедовавших антигосударственные принципы и подвергавшихся преследованиям. При активном участии Кропоткина и Толстого духоборы, жившие на Кавказе, переселились в пустынные районы Канады, где за короткое время своим трудом создали процветающие общины, многие из которых существуют и по сей день.

-6

Князь Петр Алексеевич Кропоткин (1842—1921) происходил из аристократического рода, но выбрал не блестящую придворную карьеру, а сначала занятия естественными науками, затем — революционную деятельность. Совершив поездку за границу, Кропоткин под впечатлением от опыта Парижской коммуны 1871 г. и от общения с бакунистами из Юрской федерации осознает себя анархистом.

Бернард Шоу назвал Кропоткина «одним из святых столетия», а Оскар Уайльд считал его жизнь «совершенной». Принципиальность, порой доходящую до ригоризма, Кропоткин сочетал с широтой взглядов и терпимостью, что позволяло ему находить взаимопонимание и с сектантами-духоборами, и с британскими профессорами, и с рабочими-анархистами. (П.А. Кропоткин Записки Революционера замечательная книга)

Социальная революция, с точки зрения Кропоткина, является органичной частью эволюции. Революция — это стихия, которую подготавливают тысячи людей и которой невозможно управлять, руководить. Кропоткин предсказывал переход от буржуазно-бюрократического индустриального общества к вольному анархическому коммунизму. Народные массы, склонные ко взаимной помощи, по мнению мыслителя, постоянно создают, воспроизводят и поддерживают в обществе горизонтальные связи и соответствующие учреждения, основанные на координации и на согласовании интересов: род, обычное право, средневековый город, гильдию. Государство же, возникающее демоническим образом, душит, разрушает и уничтожает эти учреждения, стремится к их окостенению, централизации и иерархизации.

В своем учении Кропоткин опирается прежде всего на традиции Просвещения и позитивизма. Мировоззрение Кропоткина в своих принципиальнейших моментах довольно существенно отличается от бакунинского: Бакунин был в большей степени практическим деятелем анархического движения, а Кропоткин — признанным теоретиком.

Бакунин делал акцент на разрушении всего, подавляющего личность, Кропоткин же, напротив, мыслил скорее созидательно, конструктивно; Бакунин подчеркивал существовавшие в обществе классовые противоречия, Кропоткин — общечеловеческое (и даже — общебиологическое) начало. Развивая (а во многом и преодолевая) бакунинские представления о коллективизме, Кропоткин предлагает свой коммунизм. Для Бакунина человек является преодолением и отрицанием мира природы, для Кропоткина — его органической частью. По верному замечанию Н.А.Бердяева, анархизм Кропоткина по сравнению с бакунинским — «более идиллический, он обосновывается натуралистически и предполагает очень оптимистический взгляд на природу и на человека».

Некоторые анархические группы Европы и Америки перешли к террористической деятельности, которая, пожалуй, получила наибольшую известность из всего того, чем занимались анархисты. Понятно, что террор всегда привлекает больше внимания в обществе, чем более мирные и конструктивные формы деятельности. На самом деле лишь незначительная часть анархистов встала на путь террора и продолжает до сих пор.

-7

Волна анархического террора конца XIX – начала ХХ в. получила название равашолевщины – в честь знаменитого французского террориста Равашоля. Жертвами анархистов стали итальянский король и австрийская императрица, президент США и многие другие государственные деятели. В некоторых случаях подобные акции трактовались как возмездие за то, что радикалы считали злодеяниями, и проводились по инициативе анархических групп; однако чаще политические убийства были слабо мотивированными актами отчаяния одиночек, смутно представлявших себе смысл идей анархизма. [2]

Анархизм на практике

Стоит отметить, что анархизм на практике зачастую далек от позитивной модели Кропоткина, и чаще всего представляет собой террористические акции и протесты, несмотря на это существовали анархистские коммуны в отдельных деревнях и небольших странах.

1. Революционная Каталония (1936-1938) (менее 3 лет)

В результате испанского переворота в июле 1936 года, когда фашисты пытались получить контроль над Испанией, анархистская партия в Каталонии под названием CNT-FAI или Федерация анархистов Иберии (ультраправое крыло Национальной конфедерации труда) возглавила народное восстание путем организации ополченцев против Националистических сил.

-8

В целом, силы этих ополченцев состояли из 18 000 работников (в том числе Джорджа Оруэлла, который воевал за каталонцев). Они сумели победить националистические силы и добиться независимости Каталонии.

2. Парижская коммуна (1871) (72 дня)

-9

Парижская Коммуна возникла в 1871 году в качестве реакции на франко-прусскую войну и часто считается первым примером захвата власти рабочим классом. Национальную гвардию Парижа, которая была отрезана от армии, поддержали горожане, а также были проведены свободные выборы, чтобы определить, кто будет управлять городом. Коммуна реализовала некоторые анархистские политики, такие как превращение предприятий в рабочие кооперативы.

3. Вольная территория (1918-1921) (менее 3 лет)

Вольная территория считается одним из немногих государств, основанных исключительно на анархистской идеологии, чему явно соответствует его флаг, на котором было написано "Смерть всем, кто стоит на пути обретения свободы трудящимися".

-10

С армией в 100 000 человек Махно захватил юго-восточную часть Украины, где проживало 7 миллионов человек. Его анархистское общество было структурировано путем создания рабочих и крестьянских Советов, члены которых голосовали по важным вопросам. Махно также выступал против централизованного правительства любого рода.

4. Христиания (с 1971)

Город основали поселенцы-хиппи в датском Копенгагене в заброшенных военных казармах. Вскоре они объявили Христианию свободным городом, жители которого не обязаны платить налоги и могут открыто продавать-покупать марихуану.

-11

Среди других правил — запрет частной собственности, в том числе владения автомобилем, и ряд позитивных законов, исключающих преступность и насилие. В 2012 году правительство согласилось продать общине занимаемую ею землю.

5. Коммуна Твин Оукс (с 1967)

-12

В 1967 году небольшая группа коммунитаристов решила построить общество, основанное на ценностях эгалитаризма и устойчивости окружающей среды. Основанное на 160 гектарах акров земли в штате Вирджиния сообщество живет за счет садоводства и сельского хозяйства. Еще они производят гамаки, которые затем продают. Любая привычная для нас собственность — автомобили, компьютеры и даже велосипеды — принадлежат не конкретному человеку, а всей коммуне, и доступны для общего пользования. [3]

6. Коммуна Новый Путь (с 1989)

-13

Коммуна “Новый Путь”” находится в юго-восточной части Ленинградской области. В постперестроечные годы в состав коммуны влилась группа анархистов, внося свой вклад и определяя курс развития коллективного хозяйства. Для анархистов идея жизни вне государства всегда имела свое особое притягательное воздействие. А практическое осуществление жизни без насилия и принуждения, основанной на взаимопомощи и самоопределении привлекает, создавая в воображении сюжеты самые удивительные.[4][5]

Анархизм является крайне многоликой идеей, ее нельзя отнести полностью к левым и тем более правым взглядам, скорее это некий бунт людей, которые идут или на баррикады,в леса или старые колхозы ведь не находят себя в классической иерархической системе. В нем есть что-то русское, возможно поэтому большой вклад оказали Бакунин, Толстой
и Кропоткин. Удивляет то на сколько видоизменяется идея и как ее понимают люди. Безусловно анархизм имеет миллион проблем для современного человека, но такой подход некоторых людей делает мир ярче и кому-то помогает найти себя.