На следующий день был выходной. С утра родители не разговаривали друг с другом. Мама хлопотала на кухне, а хмурый папа чистил навоз в стайке (стайкой в северных деревнях называют хлев). Наташка решила прояснить вопрос для себя окончательно. Подошла к отцу и внимательно посмотрела на него. Тот воткнул вилы в навоз.
– Папа, ты почему вчера маму глупой нерпой назвал? Нерпы ведь очень умные.
Коля погладил Наташку по голове и вздохнул:
– Павлик ты мой Морозов.
«Совсем я не Павлик, – подумала Наташка, – папа забыл даже свою фамилию: мы Матросовы, а Морозовы живут на краю деревни, на берегу канала у шлюза, и у них тоже никаких Павликов нет и в помине. Нет, сегодня папа какой-то рассеянный».
Машуня приготовила обед.
– Наташа, сходи, позови отца кушать, – сухим голосом попросила она дочку.
Наташку, ту не обманешь: она знала, что так почти всегда начинается примирение родителей после ссоры. Пошла во двор и, вернувшись, доложила:
– Папа куда-то ушел, только одни вилы в навозе остались.
– Ну все, теперь не знаю, когда и заявится. Пошел, наверно, на «зеленую конференцию».
В деревне «зеленой конференцией» называли уютное местечко среди кустов на берегу канала, где летом местные мужики проводили свой досуг. Место было выбрано с умом: и до магазина недалеко, и скрыто от посторонних глаз, это был деревенский мужской клуб по интересам. Никому не запрещалось посещать заветное место, но бывали случаи, когда и изгоняли человека, противопоставившего себя коллективу. Большинство мужиков в деревне были уроженцами Беломорья, считали себя коренными поморами и гордились этим. На импровизированном мальчишнике часто велись разговоры о своей малой родине, вспоминали о житье-бытье своих предков в стародавние времена.
Однажды Иван Солнышко рассказывал мужикам, как на берегах Белого моря появились русские люди. В большинстве своем это были выходцы из новгородских земель, которые в поисках лучшей жизни отправлялись в северные края, прибивались к берегу моря, которое их кормило. Пропитание доставалось нелегким трудом. После революции в Беломорье появилось много ссыльных, неугодных пролетарскому режиму людей. Этих подневольных переселенцев местные жители уважали и называли их «сильно ссыльные». В тот раз на «зеленой конференции» присутствовал бывший заключенный, который после отсидки в лагере, расположенном неподалеку, нашел себе местную сожительницу, вдову Ленку Тарасову, дебелую деревенскую красавицу с черной монобровью, устроился работать в совхоз шофером. Слушая рассказ Ивана, он заржал: – Нашли чем гордиться, выпендриваетесь: «Мы поморы», – а знаете, что к берегу прибивается лишь дерьмо?
ТУТ можно начать чтение уже опубликованного рассказа "Печник Сашка" ТУТ начинается рассказ "Синь-камень"