Некрасивая история с мозаичным полотном "Люди в белых халатах" продолжает посмертно развиваться. Об этом сообщает корреспондент "Ахтубы 34" со ссылкой на инициативную группу волжан из сообщества "Мне не все равно". Напомним, что в сентябре 2019 года в городской больнице № 1 им. С. З. Фишера было уничтожено мозаичное панно известного монументалиста, выпускника Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной, заслуженного художника России Геннадия Черноскутова "Люди в белых халатах", более 40 лет украшавшее стены медучреждения (102 кв. метра, 1977 год). Тогда "Ахтубе 34" в пресс-службе губернатора Волгоградской области заявили, что мозаика не является культурной или исторической ценностью, поэтому вопрос о ее сохранности в процессе проектирования не поднимался. Однако, по распоряжению обладминистрации, панно снимают бережно, фрагментарно, сохраняя отделочный слой, чтобы потом передать мэрии Волжского для последующего восстановления где-то в другом месте. Более того, руководство больницы убедило прокуратуру Волжского, что мозаика была поделена на сектора, сфотографирована и вместе с фотосхемой 1 ноября 2019 года передана представителям администрации Волжского.
С этого момента и без того некрасивая история превращается и вовсе в омерзительную. Потому, что мозаика неожиданно пропала. В ответ на запрос все тех же активных волжан, администрация города сообщила, что акты приема-передачи мозаики ей не поступали и информацией о местонахождении демонтированного панно она нерасполагает...
Вариантов в этой ситуации напрашивается только два: мозаика либо украдена, либо те уникальные специалисты, которым доверили демонтаж панно, попросту не справились с поставленной задачей и "нечаянно убили культурно-историческую ценность".
Изучив обращение неравнодушных волжан, требующих привлечь к ответственности губителей мозаики, генпрокуратура РФ все же взялась за проверку представленных доводов, поручив разобраться в этом культурном тумане региональному органу надзора. И очень хочется верить, что концы этой мутной истории все же будут найдены и где-то затерявшееся панно удастся, если не восстановить, то хотя бы с честью похоронить в одном из музеев нашего города.
К слову, параллельно поискам мозаики слава о ней постепенно расползлась по стране. Известный российский блогер Илья Варламов отнёс уничтожение панно к числу главных архитектурных утрат 2019 года и рассказал об этом в своем материале "10 жутких архитектурных потерь России в 2019 году". Сведения о погибшей мозаике появились и на просторах Википедии (общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия) с панорамным снимком и исторической выдержкой о противостоянии городской общественности твердолобым чинушам.
И, словно бы насмехаясь над тщетными попытками горожан отстоять достояние родного города, уже второй год на глазах у городских властей стихия и время разрушают не менее известное творение Геннадия Черноскутова мозаичное панно "Связь", размещенное рядом с одним из арочных проемов тысячеквартирного дома на проспекте Ленина. И снова в ответ – официальная тишина и лишь тщетные попытки неравнодушных жителей города собрать средства на его реставрацию.
Нормативно-правовой акт, регламентирующий обращение с объектами культурного наследия буксует уже целый год. Перечень монументальной неучтенки вызывает недоумение, а реставрационные работы на особо ценных объектах по-прежнему дозволено выполнять неспециалистам под контролем несведущих лиц, уверенных, что "фонтанку" можно оживить разноцветными фонарными столбами, и закрашивающих благородную патину серой краской.
Вот и получается, что пока осознание городскими чиновниками таких простых и весомых понятий как "культура", "история", "ценность", "архитектурная идентичность" и "народное достояние" не случилось, сохранить наследие ушедших гениев будет практически невозможно.