Всем привет! Сегодня, я бы хотела поделиться своим анализом, на фильм «Враг», режиссера Дени Вильнёва. После его просмотра, многие не понимают смысла концовки и в чем собственно говоря основная суть. Но если обратить внимание на мелкие детали, то очень легко сложить пазл и разгадать основной посыл фильма. Сам режиссер, обозначает жанр как документальное кино о подсознании.
Итак, в первых кадрах появляется фраза, хаос – это порядок, который просто нужно расшифровать. Т.е. нам дается возможность, самостоятельно решить головоломку и найти свою интерпретацию сюжета.
Кратко о самой картине. Главный герой, Адам, живет довольно бесцветной и замкнутой жизнью. Во сне он часто видит мрачные кошмары, с эротической составляющей и большими пауками. Случайно, на видеокассете из проката, он видит актера, который как две капли воды похож на него. На свою беду он начинает разыскивать этого человека.
В самом начале фильма, главному герою звонит мать, но он не берет трубку и следом идёт кадр с беременной женой. Далее, Адам идет в закрытый мужской клуб, где сидит голая девушка, с согнутыми ногами, как у паука, с черным лаком на ногах и с волосами на теле, в области лопаток и шеи. Потом мы видим, как еще одна обнаженная девушка, давит каблуком огромного паука. Давайте разберемся, почему в фильме их так много и почему образ паука, связан с образом женщины?
Если обратиться к Фрейду, то паук, как символ, означает женское начало. Его отождествляют с ужасной и Великой паучихой матерью, которая порождает и разрушает. Фрейд объясняет приснившегося паука, как символ разгневанной, злой матери. В фильме главному герою снится девушка, с маской паука.
По диалогам с матерью, можно сделать вывод, что это волевая и властная женщина, которая с детства навязывала сыну правила поведения, занятия. Она внушала ему, что лучше знает, что любит и хочет ее сын. Адам мечтал стать актером, но мать убедила его в том, что у него нет таланта. «Пора уже перестать строить иллюзии об актерской карьере». Она заставляет его есть чернику, которую он ненавидит, заставляет вернуться к жене.
Тонкой нитью идет сравнение матери с «черной вдовой», ядовитым видом пауков. У нее единственной в фильме черные волосы, остальные девушки, блондинки. После спаривания «черная вдова» пожирает самца, отсылка к тому что в фильме нет ни слова об отце Адама. После единственной сцены с матерью, над городом появляется огромный паук, как символ паучихи-матери, которая все контролирует. Этот паук, очень похож на скульптуру Луизы Буржуа, огромная паучиха, под названием Maman ( от фр. мать ).
В финальной сцене, супруга Алекса Хелен, превращается на его глазах в огромную паучиху и это не вызывает у него никакого удивления. Для него и мать и жена, это враждебное начало, ограничивающее его свободу. Так же можно заметить элементы, визуально похожие на паутину, (провода на улице, разбитое стекло автомобиля после аварии), которая не дает выбраться герою на свободу.
Беременность жены, провоцирует всю дальнейшую цепочку сюжета в фильме. 6 месяцев, срок беременности, 6 месяцев он не ходит на работу, 6 месяцев он не бреется. Мы видим, что для него это огромный стресс, который приводит его к расстройству личности и в его голове возникает образ своего двойника, Энтони.
Энтони, это активная форма бегства от матери и жены. Он очень не сдержан, не перезванивает матери, гоняет на мотоцикле, этакий бунтарь. Адам же, это пассивный, своего рода подчиняющийся желаниям матери, герой. Никакого двойника в реальности не существует. Можно обнаружить множество подтверждений, что это один человек. Вот некоторые из них:
Когда Адам пришел в офис киностудии, он откуда-то знал, что его двойник здесь что-то оставил. Как и в конце, он знал, куда ведет ключ, поэтому сказал, что вечером его не будет. Фото, которое он находит дома, чтобы сравнить себя с двойником, это та же самая фотография, которая стоит у Адама дома, только с женой. И многие другие подтверждения.
Таким образом, два героя, это два способа справиться с проблемами, которые разрывают одного и того же человека.
Последний вопрос, была ли любовница? Можно заметить такие отсылки, что становится понятно, что любовница, это просто воображение героя, его подсознательное желание. Например, автомобильная авария, с Энтони и любовницей, происходит в тот момент, когда Адам соглашается вернуться в семью. Подпольный клуб – это тоже подсознательное желание Адама уйти от ответственности и обрести свободу, неспроста именно в клубе, в начале фильма, девушка давит каблуком огромного паука. После того как Адам решает вернуться к жене, он вновь находит ключ от тайного клуба!
Исходя из всего, можно сделать вывод, что семья для Адама – это огромная ответственность и контроль. И этот страх, мешает ему строить нормальные отношения. Так кто же для Адама реальный враг? Женщины, как символ ограничивающий его свободу или он сам? Вопрос остается открытым.
Если вам было интересно, ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал!
Так же вы можете ознакомиться с другими нашими публикациями:
Движение вверх"- образец того, как не надо снимать кино
Женский харрасмент в советском кино
Актеры, которых вы точно перепутаете
Самые бездарные российские актеры