Деревенские дамы никогда в зале не снимали верхней одежды, хоть в доме культуры имелся и гардероб. Сидели в душном помещении в распахнутых пальто с шикарными воротниками, с повязанными на голову ажурными пуховыми платками, на которые сверху нахлобучивались огромные, из нескольких шкурок песца или черно– бурой лисицы, шапки. Ели бы имелась возможность, то дамы не снимали бы с рук и пуховые рукавички, но в рукавичках не получалось щелкать семечки, и как только выключали свет, в зале начиналось тотальное уничтожение семян подсолнуха и тыквы.
У передних рядов кресел на полу располагались местные «тунгусы», кто сидел, кто раскрепощенно лежал на полу, опираясь головой на одну руку, а некоторые из них проникали за экран и с удовольствием смотрели фильмы в зеркальном изображении. «Тунгусам» из зазеркалья иногда везло: когда фильм шел «детям до шестнадцати» детвора изгонялась из зала, а за экран никто и не заглядывал. Тогда счастливцы после сеанса пересказывали фильм своим ровесникам и трактовали этот сюжет фильма по своему разумению.
После окончания сеанса кинофильма на полу под креслами оставались горы шелухи от семечек, а довольные дамы отряхивали отороченные мехами рукава пальто от лузги, обсуждая фильм, расходились по домам. Поэтому в такой обстановке и такой среде приверженцев местной моды удивить кого-нибудь каким-то там ридикюлем не было никакой возможности.
Поговорили подруги на тему, как бы было здорово приобрести эти ридикюли, помечтали и постепенно успокоились. Надо сказать, что их дружба поддерживалась не только на базе хороших личностных отношений, но присутствовал и здоровый, меркантильный интерес. Машуня работала в звероводстве, могла достать и песцовый пух и заказать для подруг меховые обновы, Клава заведовала местным сельмагом, а Ирина работала в городском магазине рыбного порта и также снабжала подруг разнообразными дефицитными рыбными продуктами. Каждой из участниц тройственный союз, или, как называл это содружество печник Сашка, «Антанта», шел только на пользу.
В магазин, где работала Ирина, часто наведывались жены первых лиц района и по запискам от начальства рыбного порта приобретали оставленные для них рыбные деликатесы. Вот из их разговоров Ирина и узнала, что мода на ридикюли докатилась и до их северных краев. Мол, на днях жена первого секретаря райкома хвасталась изящной дамской сумкой-ридикюлем, привезенной мужем из столицы, а женщины из райкомовского окружения отчаянно ей завидовали. Этот разговор вновь растравил сердца подруг, и вновь заветная мечта выдвинулась на первый план.
ТУТ можно начать чтение уже опубликованного рассказа "Печник Сашка" ТУТ начинается рассказ "Синь-камень"