Ко мне массово пошли обращения представителей СМИ с вопросом о правомерности госпитализации граждан с подозрением на коронавирус . Масла в огонь подлили и побеги пациенток из питерской инфекционной больницы имени Боткина.
Водворение гражданок обратно происходили по судебному решению, удовлетворившему требования главного врача города о их принудительной госпитализации. Решения обжалуются.
Правительство внесло коронавирусную инфекцию (2019-nCoV) в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Код болезни по МКБ-10 - B34.2. Постановление об этом вступило в силу 11 февраля.
Какие правовые последствия несет это постановление?
Если короновирусная инфекция у гражданина диагностирована, то такому пациенту оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях. Как правило — это областные (республиканские, городские) инфекционные больницы, оказывающие специализированную медико-санитарную помощь.
Согласно ст. 33 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Закон 52-ФЗ) больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Механизм обязательной госпитализации следующий.
Главный санитарный врач региона или его заместитель в силу полномочий ст. 50-51 Закона 52-ФЗ должен вынести мотивированное постановление о :
· госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;
· проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
Статья 10 Закона 52-ФЗ обязывает гражданина данное требование должностного лица Роспотребнадзора, выраженное в виде постановления главного санитарного врача, выполнить.
Пока такого постановления нет – посещение медицинской организации возможно только на добровольном основании со стороны гражданина.
Что грозит гражданину, который находится в медицинской организации только под подозрением на коронавирусную инфекцию при самовольном покидании медицинской организации, т. е. фактического невыполнения постановления главного санитарного врача?
Уголовной ответственности нет, административная тоже не установлена. Существует правовой пробел, вызванный тем, что государство расслабилось ввиду отсутствий эпидемий и не продумало меры административного воздействия на таких беглецов.
Существующий правовой путь водворения покинувших стационар в настоящее время заключается в том, что главные государственные санитарные врачи и их заместители реализуют свои полномочия по предъявлению иска в суд о нарушении гражданином санитарного законодательства в части неисполнения вынесенного постановления о госпитализации или изоляции.
Суд обязывает гражданина судебным актов вернуться в инфекционную больницу, что и было осуществлено в Санкт-Петербурге .
Подписывайтесь на канал медицинского юриста, ставьте лайки, задавайте вопросы!