Преступность в то время обрела крепкую воровскую идеологию и, несмотря на общепринятую точку зрения о снижении уровня криминала при «отце народов», бороться с бандитами было непросто, как до войны, так и во время, и после нее.
в 20-х годах центрами преступного мира были такие места, как московский Хитров рынок, одесская Дерибасовская улица. По истечению временем они утратили свое былое значение. В начале 30-х годов уровень преступности несколько снизился – меньше стало контрреволюционных проявлений, убийств и бандитизма, разбоев. Напротив, увеличилось количество мошенничеств, различных махинаций с векселями.
Вместе с тем, и бандитизм как таковой не ушел в подполье. К примеру, в 30-е годы в Москве долго не могли поймать налетчика Михаила Ермилова по кличке Хрыня. Уходя от муровцев, Хрыня как-то убил одного из них. Когда бандита все же поймали, он сбежал от конвоя, выпрыгнув в окно. После длительных поисков на Ермилова все же вышли, он был застрелен при задержании.
Особенность второй половины 30-х годов – политизация преступности: сталинские репрессии коснулись как высших эшелонов власти, так и простого народа – «враги», «террористы», «иностранные шпионы» осуждались к лишению свободы сотнями тысяч. В лагерях им предстояло соседствовать с уже сформировавшимся к тому времени институтом «воров в законе» и «блатных».
Разгул бандитизма пришел как раз на годы Великой отечественной войны.
Пользуясь ситуацией, бандиты вели себя дерзко и жестоко, оружия в те годы было более чем достаточно. Начиная с 42-го года участились случаи убийств и грабежей с целью завладения продуктовыми карточками и самими продуктами. В СССР уровень преступности в этом году по сравнению с предыдущим вырос на 22%, в 43-м эта тенденция сохранилась. Особенно росло количество тяжких преступлений – убийств, разбоев, грабежей…
К примеру, в Саратове разгул бандитизма достиг катастрофических масштабов – там длительное время действовали банды Луговского – Бизяева, Жилина, наводившие страх на всю область.
Расплодились мошенники, спекулянты, и воры. Только у питерских жуликов сотрудники НКВД изъяли более 9 миллионов наличными, большое количество золота и других драгоценностей. А также внушительный арсенал вооружения (свыше тысячи винтовок, более 800 гранат, автоматы и пулеметы…). И все это находилось в блокадном Ленинграде!
В отдаленных районах СССР, в частности, в Сибири, тоже свирепствовали бандиты. Широко известна история банды Павлова. Они нападали на скотогонов, старателей и просто жителей населенных пунктов.
Ряды бандитов пополняли дезертиры, сбежавшие с фронта. На сентябрь 44-го СМЕРШ по всей стране отловил свыше 80 тысяч таких беглецов и еще почти столько же – уклонистов от службы в армии.
Наибольшее количество проявлений бандитизма в послевоенном СССР отмечалось на западных границах страны – на Украине, в странах Прибалтики и в Белоруссии. Особенно свирепствовали бандиты на Западной Украине и в Литве.
В Московской области в начале 50-х годов самой известной была банда Митина, за 2 года она награбила 200 тысяч рублей.
Коррупция при Сталине тоже была – послевоенная ситуация создавала массу поводов и возможностей для разного рода махинаций и спекуляций. Широко известно дело так называемых ленинградских «скорпионов» - жуликов, подделывавших разного документы. В составе этой банды были сотни действующих сотрудников правоохранительных органов, чиновники госучреждений. Дело было настолько резонансным, что своих постов лишились полтора десятка представителей руководства Леноблисполкома, а ключевых персонажей расстреляли, сняв мораторий, введенный на смертную казнь в 1947 году.
ПОДПИСЫВАЙСЯ НА КАНАЛ И СТАВЬТЕ ЛАЙКИ.....