Уже пару часов в интернет-серфинге ищу информацию про турбулентность. С чего спрашивается? Да, просто все. Недавно летела из Москвы в Стамбул, сижу у иллюминатора, то за борт погладываю, то журнал «Аэрофлот» почитываю. За бортом – облака. В Шереметьево взлетали, прошли через них, набрали высоту и сейчас они внизу, а мы наверху. Роскошно. Солнце светит, и время от времени вдалеке пролетают самолеты. И в этой идиллии пилот вдруг объявляет, что нужно застегнуть ремни безопасности, потому что приближаемся к турбулентной зоне.
А я пристегиваться не люблю, психологически воспринимаю это как ограничение свободы, поэтому хочу схитрить, летим же ровно. Но под взглядом стюардессы пристегнулась, не понимая – зачем. В воздушную яму на самолете попадала единственный раз – да и то – на АН-2, которому и 10 метров по вертикали – яма. И жива. А наш – большой Boeing что в небе может испугать?
Желая знать, как с неба видится турбулентная зона, приникла к иллюминатору, кажется, что облака в том месте как будто гребнем стоят.
Рейс прошел благополучно, а «турбулентность» в голове засела, решила её изучить. Оказывается, слово происходит из латинского языка и означает беспорядочный и бурный. Явление серьезное настолько, что один из исследователей турбулентности Bradshaw P. сказал о нём так:
"феномен турбулентности в целом не является строгим и, возможно, изобретен дьяволом на седьмой день творения (когда благой Господь отвлекся)"
В воздушной турбулентности нет логики и стройности, а есть беспорядочные потоки восходящих и нисходящих ветров имеющих разные, иногда громадные скорости. Я бы сказала, что зона турбулентности – это место конфликта разных ветров и струйных течений. Это только при взгляде за борт кажется, что в небе идиллия, а так-то в воздухе постоянно происходят различные процессы. Меняется температура. Одна на другую сменяются воздушные массы, возникают метеорологические фронты (холодный, теплый и смешанный), движутся струйные течения и потоки. И в этой атмосфере то стабильной, то нестабильной, летают самолеты.
А хорошая новость в том, что в авиации турбулентность считается явлением естественным и в арсенале пилотов есть способы, как с нею справляться. Перед каждым полетом они проверяют сводки погоды и метеорологические карты, по которым могут знать о возможных препятствиях на маршруте. Ведь сильная турбулентность, бывает там, где скапливается много грозовых облаков, или идут грозы. Если в полете турбулентность появляется там, где её не ждали, пилоты сообщают диспетчеру, а тот информирует все борты в данном воздушном секторе. По специальному метеорадару пилот видит, где опасная зона, на нём турбулентность отмечена красным цветом означающим STОP. Потому пилот стремится обойти её в небе, а если это невозможно, уводит самолет на запасной аэродром. Но если все-таки попал, то обязан вывести самолет из опасной зоны и если потребуется, повернуть назад. Такие правила. Пилоты тренируются на специальных тренажерах, вырабатывая привычку правильно действовать в различных ситуациях в небе
Турбулентость дискомфортна и опасна. При слабой немного потряхивает, но полету не мешает. При средней загорается табло «Пристегнуть ремни», это значит, что всем, и бортпроводникам тоже, нужно сесть на свое место и пристегнуться. При средней турбулентности по салону ходить трудно, а еда может попадать со столиков. При сильной степени можно получить травму, если не пристегнут ремнём, и такие случаи бывали, когда пассажиров выбрасывало из кресел в момент попадания в воздушную яму. Также из багажных отсеков может выкинуть на головы ручную кладь.
Пассажиру нужно немного – соблюдать правила безопасности на борту, о которых сообщает экипаж. Я теперь буду пристегиваться на весь полет, также как и пилоты, хотя самолеты люблю и им доверяю также как небу, земле и экипажу.
Пассажирский самолет создали более века назад, его модели постоянно совершенствуют, у них конструкции идеальные, а каждая деталь отточена. Крылья к фюзеляжу прикреплены прочно, даже если кажется, что они слабы и вибрируют, запас прочности у них большой. Самолёты способны выдерживать сильную турбулентность.
У них призвание – летать и это меня впечатляет больше всего. Обычно сажусь у иллюминатора, смотрю на землю и при взлете просто кожей чувствую долю секунды, когда от земли отрывается переднее колесо, нос самолета устремляется вверх, и затем отрываются от земли задние шасси. Потом они убираются и через несколько минут борьбы с силой земного притяжения самолет побеждает и встает на крыло. А при посадке гудит, гудит натужно, снижается, потом легко как перышко, касается земли задними шасси и, убедившись, что сел правильно, встает всем весом и ставит на землю переднее колесо. Выпускаются закрылки, гасится скорость и через несколько минут красавец самолет спокойно и грациозно катит по взлетной полосе. Обожаю самолеты. Иногда кажется, что они живые и все чувствуют. Гениальное творение человеческой мысли. И летать не боюсь, но если вдруг бывает некомильфо, думаю: «Господи, пошли мне терпения, а пилоту мужества и спокойствия».
Цитата взята из документа «Определение и свойства турбулентности» - Автор: Ф.С.Занько.
Спасибо, что читаете мои материалы. Будем дружить? Подписка на канал позволит первыми видеть и читать его материалы, а комментарии, лайки и репосты в социальных сетях повышают значимость. Поэтому, если текст впечатляет, комментируйте и делайте репост, чтобы его прочитали и другие. Счастья Вам и радости, дорогие читатели. Лариса