Продолжение. Начало читайте здесь
В результате победоносных походов Никифора II Фоки Восточная Римская империя освободила Крит и Кипр, вернула контроль над Киликией и северной Сирией. Низовья Оронта с Антиохией стали новой провинцией, эмир соседнего Алеппо из династии Хамданидов присягнул на верность. Никифор создал прекрасный плацдарм для продвижения на юг - для освобождения от мусульман всей Сирии и Палестины, для возвращения Иерусалима. И, вероятно, император дошел бы до Святого города, доведя до логического завершения идею византийских Крестовых походов, однако в 969 году неожиданно стал жертвой дворцового переворота. Впрочем, почему неожиданно? Для Византии такой конец для императора был вполне привычен.
Преемником Никифора на троне стал один из его убийц - военачальник армянского происхождения Иоанн по прозвищу Цимисхий, в переводе с армянского - Туфелька. Несмотря на такое откровенно насмешливое прозвище, воином Иоанн был достойным, неоднократно обращал вспять отряды арабов и прочих врагов государства, а когда взошел на трон, показал, что и василевс из него получился крепкий и суровый.
Походы Кира Иоанна
Доказывать свою воинственность Цимисхий начал буквально с первых дней правления, когда Византии пришлось столкнуться с киевским князем Святославом, который, казалось бы прочно обосновался в Болгарии (куда пришел, кстати, по приглашению Никифора Фоки). Эту войну ромеи в конце концов выиграли, но пока занимались европейскими делами, арабы попытались взять реванш на востоке. В 971 году они в течение пяти месяцев осаждают Антиохию, однако не солоно хлебавши возвращаются восвояси. Иоанн отвечает на дерзость уже в следующем году, когда во главе крупной армии вторгается в северные земли Багдадского халифата: берет друг за другом старые римские опорные пункты - Амиду, Мартирополь, Нисибис, грабит древнюю Экбатану и только закончившиеся припасы мешают ромеям добраться в этот раз до Багдада. С огромной добычей Иоанн возвращается в Константинополь.
"Цимисхий, которого также называли Кир Иоанн, повел войну против мусульман и прославился блестящими победами, отметив свой путь повсеместным разрушением и кровопролитием, - пишет армянский историк Матфей Эдесский. - Он уничтожил до основания триста городов и крепостей и дошел до рубежей Багдада".*
Новый восточный поход Цимисхия следует через три года. На этот раз ромеи движутся по старому маршруту Никифора Фоки - в Сирию, а затем в Ливан. Цимисхий подчиняет Габаон, Апамею, а также старую столицу Омейядов - Дамаск. Причем правителю города Афтекину удается сразить грозного императора великолепной верховой ездой (Цимисхий был большим ценителем джигитовки) и задобрить выплатой крупной дани. Афтекин присягает на верность Иоанну, сохраняя свои владения в неприкосновенности. А Цимисхий идет дальше на юг. Его войско пересекает Ливанских хребет и появляется на прибрежных равнинах древней Финикии. На милость победителя сдаются Валенея, Верит, Бейрут... В Верите император обнаруживает священное изображение распятия Христа, который, конечно же, отправляет в Константинополь. Ведь это не просто война, считает византийский император, это священная война с неверными, и главным призом в ней должен был непременно стать Иерусалим. В письме другу и вассалу - армянскому царю Ашоту III Цимисхий пишет, что вся Сирия и Палестина лежит у его ног:
"Теперь вся Финикия, Палестина и Сирия освобождены от тирании мусульман и подчиняются правителям ромеям. Помимо этого, в нашей власти находится великая гора Ливан. Все арабы, занимавшие ее, попали к нам в руки... Империя Креста простерлась далеко во все стороны. Повсюду в этих местах почитают и прославляют имя Бога. Повсюду установлено мое владычество во всей славе и величии. И наши уста не устают возносить благодарственные хвалы Богу за то, что Он даровал нам столь славные победы".*
Иоанн Цимисхий преувеличивал. Главной цели своего похода - Иерусалима он так и не достиг, после разорения Финикии и неудачной осады приморского Триполи, о который сломал зубы Никифор Фока, византийская армия вынуждена была повернуть обратно. И завоевания империи в Ливане и южной Сирии были столь эфемерными, что сразу после ухода ромеев здешние мусульмане вернулись к привычной жизни, а вскоре попали в зависимость к халифам из шиитской династии Фатимидов, прочно обосновавшейся к тому времени в Египте и не без оснований претендовавшей на гегемонию на всем Ближнем Востоке.
Сирийские кампании Болгаробойцы
Именно с Фатимидами пришлось вести войны следующему византийскому императору - Василию II, позднее получившему прозвище Болгаробойца - за то что после битвы при Клайдионе приказал ослепить 15 тысяч пленных болгар. Однако Василий, несмотря на то, что воевал фактически с первого и до последнего дня своего полувекового правления, от идеи Крестового похода и освобождения Иерусалима отказался. Ему хватало забот на других границах государства, и целью Василия на Ближнем Востоке было сохранение завоеваний Никифора и Иоанна. Именно с этим связаны два его сирийских похода: Василий и его железные катафракты просто напоминали, кто в доме хозяин. Сразу скажем, получилось довольно убедительно.
В декабре 994 года Василий находился с армией на Балканах, где вел ожесточенную войну с болгарами, когда пришло тревожное известие: войска Фатимидов осадили вассальный ромеям Алеппо. Это была северная Сирия - зона влияния Византии - поэтому император отнесся к новостям весьма серьезно. В рекордные сроки Василий совершил зимний переход из Европы в Сирию и появился под стенами Алеппо с крупной армией. Мусульмане опешили. Испугавшись, они не приняли боя, сожгли тщательно возведенный лагерь и отступили к Дамаску.
"И стоял царь Василий всего под Халебом (Алеппо) семь месяцев с половиною, - пишет сирийский хронист Яхья Антиохийский. - И подошел царь к Халебу и вышли к нему Абу-л-Фадаил, сын Сад-ал-даулы, и Лулу и бросились ему в ноги. И отослал он их назад в Халеб, подарил им условленную при заключении мира дань, которая взималась в предыдущие годы".
Чтобы закрепить победу, Василий из Алеппо двинулся на юг, захватил Рафанею и Химс (современный Хомс). Где-то здесь произошел эпизод, который в чем-то предвосхитил будущий поступок императора по отношению к пленным болгарам. Это была демонстративная жестокость, заставившая арабов бояться даже произносить имя Василия.
"И напала на его (Василия) войско толпа арабов, надеясь, что конница греков не догонит их, - сообщает детали Яхья Антиохийский. - И устроил он им засаду и захватили болгары (в составе войска Василия - Авт.) сорок человек из них и приказал царь отрубить им руки и отпустить их. И устрашились его тогда бедуины и никто из них более не беспокоил его войск".
Следующей целью ромеев снова стал богатый город Триполи. Но под его стенами Василий, как и его венценосные предшественники, потерпел неудачу. Ромеи простояли возле города около месяца, а затем, удовлетворившись данью, которую предложили ему богатые городские семейства, император ушел в Антиохию, после чего повоевал немного в Армении и вернулся в Европу. На востоке же был оставлен за главного дука Дамиан Далассин, который каждый год тревожил сирийских арабов грабительскими рейдами. Халиф аль-Азиз пытался было отомстить - объявил даже ромеям джихад, но умер во время похода от несварения желудка.
Сам император снова появился в Сирии в 999 году. Ситуация в это время для ромеев стала тревожной. Далассин потерпел жестокое поражение от войска Фатимидов недалеко от Алеппо, погиб в бою, и путь на Антиохию лежал открытый. Крупная армия мусульман даже подступила к городским стенам, однако на штурм не решилась. Василию, который в это время с головой погряз в войне против болгар (надо сказать, что в общей сложности он покорял Болгарское царство в течение нескольких десятилетий), проблемы на южных границах были не нужны, поэтому он опять лично решил навести порядок в Сирии.
Нет сомнения, что новый поход Василия был столь же стремителен, как и предыдущий. Приведя к покорности эмира Алеппо, император двинулся в центральную Сирию, снова стал разорять города - кикие-то из них брал штурмом, другие оставлял в покое за щедрое вознаграждение. Вновь был взят Химс, где, по свидетельству очевидцев, отличился отряд русов, который прислал Василию в знак вечной дружбы киевский князь Владимир.
"И шел (царь Василий), сжигал, разрушая и полоня, пока не дошел до Химса, и остановился там. И укрепились некоторые из жителей в находящейся там церкви святого Константина, считая себя в ней в безопасности. И когда узнали это русы из его войска, то они подожгли ее. Была же эта церковь удивительная. И были увезены медь ee и свинец".
Следом за Химсом последовал Баальбек, после чего ромеи проторенными тропами последовали в Ливан, где опять осадили Триполи, попутно разорив Арку и Бейрут. Каирский халиф аль-Хаким, сын аль-Азиза, собрал против Василия крупную армию, и осенью 999 года где-то в Ливане произошло жестокое сражение, которое снова закончилось победой ромеев. Однако продолжать кампанию сил уже не было, поэтому Василий вернулся в Киликию.
Конец завоеваний
На этом эпоха Крестовых походов Византии по сути завершилась. Вскоре Василий и аль-Хаким заключили "вечный мир". Обе стороны обязались соблюдать статус кво: за византийцами оставалась северо-западная Сирия с Антиохией, центральная часть и юг страны должны были находиться под контролем Фатимидов. Ни о "священной войне" против неверных, но об освобождении Гроба Господня, о чем так мечтали Никифор Фока и Иоанн Цимисхий, больше не сообщается. Василий II эфемерным мечтам предпочитал "реальную политику" и почти беспрерывно воюя в Европе и на Кавказе, должен был иметь прочный тыл на Ближнем Востоке. Соглашение с аль-Хакимом такой тыл обеспечивало, и неважно, что этот халиф вошел в историю как один из самых яростных гонителей христиан. Ничего личного - только политика. Тем более, что через пару десятилетий после второго сирийского похода Василию уж точно было не до Иерусалима: на ближневосточные просторы врывались новые отчаянные и весьма воинственные игроки - тюрки, потомки Сельджука.
* - цитаты по книге П. Виймара "Крестовые походы".
Источники: Лев Диакон. История/ Яхья Антиохийский. Летопись/ Матфей Эдесский. Хронография/ П. Виймар. Крестовые походы