- Основополагающим принципом такого великого учения, как Ислам, являются повсеместные усилия на пути к Аллаху, что предполагает, прежде всего, внутреннюю борьбу с личными пороками. Всевышний не создал нас безгрешными, но указал нам направление для очищения души и самосовершенствования. Среди всех существующих на земле и на небесах грехов именно
гордыня–заносчивость, эгоизм и высокомерие – является наибольшим.
Она – источник и причина всех человеческих прегрешений. Ибо кибр, или высокомерие, поселяется в самом сердце и намерениях, как червь, истачивая все добрые и благие устремления, лишая трепета перед Великим Создателем. Гордыня побуждает человека превозносить себя, забывая о предопределенности собственного существования и о последнем суде перед Аллахом:
«Не войти в Рай тому, в чьем сердце останется гордыня весом хотя бы с песчинку» (Абдулла ибн Мас-уда). По авторитетному мнению Корана, своим появлением в исламе высокомерие обязано бунту Иблиса на требование Всевышнего преклониться перед первым, созданным им человеком – Адамом. Сказано:«Падите ниц перед Адамом, и они пали. Но только Иблис не стал и, возгордясь, превратился в неверующего» (Коран 2:34). С тех пор шествует он по миру, отравляя души слабых и безвольных высокомерием и заносчивостью.
Гордыня многолика.
Ложное чувство собственного превосходства над другими, надменность, высокомерие, кичливость, противопоставляется смирению, кротости и таит в себе элементы лжи, несправедливого отношения к себе и окружающим, пристрастия
- Она имеет множество различных выражений и проявлений, бывает скрытой или отражается в поведении и внешнем облике.Именно иза этого порока вытекает Увы, но ей подвластны все смертные, но лишь немногие способны преодолеть этот порок, дабы сыскать милость Создателя. «Не вороти лица своего от людей из-за высокомерия и не иди кичливо по земле. Воистину, Аллах не любит бахвалов и гордецов » (Коран 31:18). В чем же непосредственно обнаруживается гордыня? Вот несколько ее признаков: Неприятие Истины, отрицание Аллаха и всего Ислама.
Презрение в отношении людей. Чувство собственного превосходства и непогрешимости. Жажда власти, славы и восхищения. Непомерный эгоизм. Самоутверждение за счет унижения других. Гнев и жестокосердие. Мстительность. Надменное поведение. Отрицание наличия у себя гордыни.
Не стоит путать гордыню и
Чувство собственного достоинства – это то право, которое дал Аллах каждому человеку, а мусульманину он дал его в большей степени, так как наложил на него определенные обязанности.
А потому, он не может испытывать свое превосходство в том, что у него особая национальность, род или материальное положение, ибо это и будет гордыней.
Чувство собственного достоинства у него может проявляться в том, что он осознает важность возложенной на него миссии, в том, что Аллах оказал ему свою милость, в том, что он старается выполнять все повеления Всевышнего и сторонится Его запретов.
Мусульманин должен всегда помнить и понимать, что как его религия, так и поклонение не является его заслугами, это ни что иное, как милость Всевышнего Аллаха по отношению к нему. Если б не было милости Всевышнего, не был бы он мусульманином, не совершил бы ни одного акта поклонения.
Пророк (мир ему и благословение) по этому поводу сказал:
«Никого не введут в Рай его деяния». Его спросили: «И даже тебя, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «И даже меня, если только Аллах не покроет меня Милостью...» (Бухари, Муслим).
Всевышний в Священном Коране еще раз подтверждает эту истину:
«И если бы не милость и милосердие Аллаха к вам, то вы, за исключением немногих, последовали бы за шайтаном» (Коран 4:83).
А потому, всегда необходимо следить за тем, чтобы чувство собственного достоинства не переросло в гордыню или высокомерие, ибо «тот, в чьем сердце есть хотя бы пылинка высокомерия, не войдет в Рай».
Если кто-то хочет избавиться от высокомерия и быть смиренным, то пусть берет пример с нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
- Рассказывают, что когда один из сподвижников сказал Пророку (мир ему и благословение):
- «Видишь новую одежду, которая у него появилась? Новая еда, новая езда», то он (мир ему и благословение) ответил: «Сын моего брата, кушай ради Аллаха, и пей ради Аллаха, и одевайся ради Аллаха. И если во что-нибудь из этого войдет показуха, войдет хвастовство или самолюбие, то знай, что это и есть высокомерие – грех и это трата денег в харам».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) учил нас избегать всего, что может привести в огонь. Поэтому следует поступать так, как поступал Мухаммад (мир ему и благословение), который сам чинил свою одежду (несмотря на то, что он – Пророк), питался точно так, как его рабочие и близкие. При встрече людей он здоровался и с богатыми, и с бедными, отвечал на нужды каждого и не говорил: «Мне надоели те и эти люди с их проблемами».
- Для того, чтобы избавится от высокомерия и приблизиться к скромности и богобоязненности, человеку необходимо сначала удалить корни высокомерия. Потому, что высокомерие – это болезнь, а любая болезнь появляется потихоньку, незаметно подкрадываясь к нам, потом растет и пускает свои корни. И первое, что необходимо сделать – это то, чтобы она не пускала корни в наши сердца, второе – останавливать причины, которые приводят к этому.
Противостоять высокомерию человек может, если будет придерживаться и практиковать
Коран и Сунну Пророка (мир ему и благословение), а также, если будет размышлять над именами и качествами своего Создателя.