На первый вопрос ответ у меня есть. Он должен быть похож на Илью Семёновича из киноленты С. Ростоцкого "Доживём до понедельника". Помните, как он сказал?
История - это наука, которая делает человека гражданином!
Учитель-предметник сам должен быть образцом для подражания, человеком, который способен влиять на своих учеников. Таким был прошедший Великую Отечественную И. С. Мельников.
Мой первый учитель истории
В конце 60-х, когда училась я, мужчин в школах было так же мало, как и сейчас. Но нам повезло - историю преподавал Вадим Владимирович, довольно молодой и интересный представитель сильной половины человечества. Он казался необыкновенным красавцем, хотя сегодня, найдя парочку пожелтевших фотографий, я вижу перед собой довольно невысокого сорокалетнего мужчину с животиком, не очень-то следящего за своим внешним видом.
Зато я помню его горящий взгляд, когда он появлялся на пороге кабинета. Мы не путешествовали по школе, поэтому учителя приносили наглядные пособия с собой. С неизменной картой под мышкой и какими-то иллюстрациями в руках он появлялся вместе со звонком. Положив всё это на первую парту, сразу же начинал говорить. Пока дежурные развешивали пособия, он успевал окунуть нас в увлекательный мир Древней Греции - мы словно лично присутствовали на агоре и писали на глиняных черепках имена тех, кого следовало подвергнуть остракизму (изгнанию).
История как удивительный роман, написанный рукой талантливого писателя
Вадим Владимирович больше напоминал Нестора Петровича из "Большой перемены", который интересно и в лицах пересказывал исторические события. У него был явно талант актёра. А ещё... он был настолько увлечён предметом, что иногда забывал спрашивать на уроках. Мы быстро вызнали его слабость и восторженно слушали, задавая массу вопросов, чтобы до конца урока не оставалось времени.
Хотя... то, что подавалось так эмоционально, и запоминалось легко и просто. Уж на тройку-то мог ответить любой, даже слабый ученик. Для них Вадим Владимирович практиковал опрос сразу после своего рассказа. По новому материалу. Они потом с гордостью выносили свои дневники, чтобы учитель поставил туда положительную оценку.
Мне казалось, что история - это роман, написанный талантливым писателем. Я увлеклась чтением исторической литературы. Для таких, как я, Вадим Владимирович поручал доклады. Так о "Битве за Севастополь" я рассказывала после того, как прочитала полностью "Севастопольскую страду" Сергеева-Ценского.
Я стала историком
Во время массового заболевания учителей (я не помню, чтобы у нас были карантины), Вадим Владимирович замещал коллег, проводя уроки истории сразу в двух, а то и в трёх классах. Он пользовался помощью таких отличников, как я. Мы заранее выучивали новый материал и ходили давать уроки в младшую параллель. Но перед этим он нас проверял, подсказывал, правильно расставлял акценты.
Что и говорить, ощутив первые успехи ( дети слушали, затаив дыхание), я выбрала для себя профессию учителя истории.
Вадим Владимирович заразил меня любовью к предмету, именно ему я обязана своим выбором профессии и... первым разочарованием. Наступили 90-е гг. и начали пересматриваться все те каноны, которые мы преподавали на уроках "Обществоведения". Новейшая история писалась на глазах, и мне было стыдно, что на протяжении семи лет я внушала старшеклассникам сомнительные постулаты.
Помните диалог Ильи Семеновича со Светланой Михайловной?
— Им отдаешь себя всю до капли! А они!.. (Светлана Михайловна)
— Что у нас есть, чтоб отдать?.. Вот вопрос...
Я посчитала, что на тот момент ещё не стала той личностью, которая формирует настоящего гражданина, и через семь лет работы из школы ушла.
А что по этому поводу думаете вы? Ведь учитель истории - это действительно очень важный человек в воспитании будущего поколения. Пишите в комментариях, жмите палец вверх и обязательно подписывайтесь на канал "А ну-ка, бабушки" - нам всегда будет чем заняться, что обсудить.
Виктория Самарская
Советую почитать:
Учителя 60-х годов. В нашем классе математику знали все
Воспоминания об учителях 60-х годов. Какими мы их запомнили? Часть 1.