Когда доложили Веспасиану, что решено поставить ему за общественный счет колоссальную статую немалой цены, он протянул ладонь и сказал: «Ставьте немедленно, вот постамент».
Светоний
Леопольдо Невес де Алмейда (1898 - 1975) - португальский скульптор
Если вы уже посещали Лиссабон, то ручаюсь, что побывали в районе Белем, расположенный в устье реки Тежу. Монастырь Жеронимуш и башня Белем стоят того, чтобы их посетить. И тогда, разумеется, вам не миновать памятника первооткрывателям.
Этот колоссальный (высота - 52 метра) памятник посвящён португальским деятелям эпохи Великих Географических открытий. Кто из изображенных людей нам знаком наверняка?
Васко да Гама первым прошёл морским путём из Европы в Индию.
Фернанд Магеллан - с этим именем связана первая кругосветная экспедиция.
Луиш де Камоенс - поэт. Он не был первооткрывателем новых территорий. Зато он открыл миру португальскую поэзию. Его эпическая поэма "Луизиада" и поныне является шедевром мировой литературы.
А первая фигура с макетом парусника в руках - это сам Инфант дон Энрике, или Генрих Мореплаватель. Он не принимал участия в морских экспедициях. Но именно благодаря его энергии Португалия стала первой не просто морской, а океанской державой.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Мне довелось встречать утверждения, что Антониу Антунеш выбирал для своей "галереи" в "Аэропорто" героев, руководствуясь политической "ориентацией" шаржируемых. Якобы все они негативно относились к диктатуре Салазара, который правил Португалией фактически с 1933 по 1968 годы. Что ж, для некоторых это справедливо. Но жизненный путь Леопольдо Альмейды опровергает это утверждение. Расцвет творчества и основные успехи скульптора неразрывно связаны именно с реализацией идеи строительства Estado Novo (Новое Государство), которую выдвинул Антониу Салазар.
Монументалист и реалист, Альмейда был бы тепло принят со своими работами и во франкистской Испании, и в нацистской Германии, и в Италии времен Муссолини, и, конечно же, в СССР.
В Португалии вы обязательно увидите его работы, выполненные в академической, пафосной манере.
И, напомню, именно Альмейда - автор памятника Галусту Гюльбенкяну (герою второй моей статьи).
Можно по-разному относиться к истории, искусству, да к чему угодно. Главное (на мой взгляд) - не пытаться вымарывать, затушёвывать, отрицать и переиначивать...
... опыт и достижения, историю и легенды ни чужих, ни своих предков.