Накануне Нового года лидер молдавской общественной организации «Наша Родина – Молдова» Артем Гурьев обратился с призывом к российским соотечественникам, проживающим в разных странах, присоединиться к международной акции «Поздравь солдата Победы с Новым годом». Эту акцию в Молдавии проводят уже четвертый год. Сначала она проходила только в Кишиневе, затем почин поддержали и в других городах страны. А накануне 2020 года инициатива молдавских активистов нашла отклик уже в 14 странах!
Текст: Алла Березовская, фото предоставлено автором
«Чествуя память погибших на войне, мы иногда забываем о живых участниках боевых действий. А время неумолимо и забирает тех, кто выжил всем смертям назло. Сегодня им уже по 90 лет и более. Новый год – хороший повод, чтобы, не дожидаясь 9 Мая, выразить уважение солдатам Победы, вручить им подарки и высказать свою благодарность», – говорит Артем Гурьев.
Многие молодые люди в Молдавии, не говоря уже о странах Евросоюза, не знают или не верят, что еще живы те, кто воевал с фашистами на фронтах Второй мировой войны. В школы ветеранов давно не зовут, форму и военные награды в Прибалтийских странах им носить запрещают, историю в учебниках переписывают и фальсифицируют, советские памятники разрушают. В Риге, к примеру, умудрились звезды стесать даже у памятника красным латышским стрелкам, а сейчас грозятся снести памятник Освободителям города от фашистских оккупантов. Между тем в Латвии проживает около 500 ветеранов Великой Отечественной войны, в Молдавии – 294. Четыре года назад Артем Гурьев вместе со своими соратниками на собственные средства закупил несколько десятков новогодних подарков и поздравил ветеранов с праздником. А когда они начали показывать ему свои фронтовые фотографии и рассказывать то, что им пришлось пережить в 17–20 лет, он понял: надо, чтобы правду о войне из первых уст услышали и другие. Пока герои, одержавшие в 1945 году Великую Победу над фашизмом, не ушли в небытие.
Первые короткие видеоинтервью с ветеранами, снятые на телефон, Артем и его друзья начали выкладывать перед праздниками в соцсетях. Так об инициативе кишиневцев узнали и в других городах и тоже поздравили своих солдат Победы с Новым годом. В «Фейсбуке» в 2016 году появилась одноименная группа, которая быстро обрела популярность. Вскоре к акции присоединились россияне и соотечественники, проживающие в Болгарии, Австралии, Канаде, Чехии, Германии, Панаме, Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Эстонии, Литве и Латвии. Они тоже начали размещать на страничке в «Фейсбуке» новогодние репортажи и рассказы о героизме своих земляков-ветеранов. Например, в Литве первыми откликнулись волонтеры из Балтийской молодежной ассоциации «Ювенис» и «Бессмертного полка в Клайпеде». В декабре и январе они развозили подарки фронтовикам и, если была возможность, записывали на видео их воспоминаниях. А еще просили ветеранов оставить свой наказ потомкам. Почти все эти уже глубоко пожилые люди говорили о самом главном: чтобы их дети, внуки и правнуки сохранили мир на земле. Ведь ради этого 75 лет назад отдали жизнь миллионы советских солдат…
Как рассказала журналу координатор даугавпилсского общественного движения «Волонтеры Победы» Ольга Раньшева, в их рядах находится более 100 участников, постоянный актив – 25 человек, в основном из числа студентов. В прошлом году для помощи ветеранам волонтеры влились в Даугавпилсское отделение Латвийской ассоциации борцов антигитлеровской коалиции. Сейчас под опекой волонтеров находится около 80 участников войны. «Своих ветеранов мы не только поздравляем на праздники, но и стараемся им реально помочь, – рассказала Ольга. – Наши ребята и дрова помогают заготавливать тем, кто живет в своих домах, и продукты им покупают. Кроме того, мы все эти годы занимались сбором информации о наших героях войны: записывали их воспоминания, многое публиковали, собирали фотографии, документы. Все собранные на портале материалы войдут в грандиозную мультимедийную российскую галерею «Дорога памяти», для этого мы уже загрузили 50 фотографий наших ветеранов».
На недавнем Форуме волонтеров Ольга Раньшева познакомилась с соотечественниками из разных стран. Коллега из Эстонии предложила Даугавпилсу поддержать акцию молдавских активистов и поздравить фронтовиков с Новым годом. А бывшая жительница Краславы Дина Курбанова, живущая сейчас в Ирландии, где она является организатором «Бессмертного полка», передала подарки для земляков-краславчан – ветеранов войны. Даугавпилсские волонтеры наказ выполнили: всех поздравили, рассказы фронтовиков и наказы будущим поколениям на видео записали.
Кстати, как заверил Артем Гурьев, все видеоролики, сделанные в разных странах, потом тоже войдут в ежегодный большой фильм, который готовят члены организации «Наша Родина – Молдова».
Примеру молдавских волонтеров последовали и рижане из разных русских общественных организаций, которые на свои личные средства закупили подарочные наборы и отправились поздравлять ветеранов. Рижские активисты успели поздравить около 50 ветеранов, с некоторыми удалось побеседовать и записать их рассказы на камеру. В одной из этих групп участвовала и автор этих строк.
…«Дорогой Лев Ильич! 75 лет назад закончилась страшная война, память о которой продолжает жить. Закончилась благодаря вам. И благодаря вам мы все сегодня готовимся к Новому году, под мирным небом, – начинаю я зачитывать вслух текст поздравительной открытки и вдруг вижу, как моего подопечного, 96-летнего ветерана, бывшего флотского офицера Льва Бойко, буквально начинает трясти от рыданий. Ощущаю комок в горле, делаю паузу, но пожилой человек жестами просит меня дочитать. – Спасибо вам за этот Новый год и за все предыдущие. Мы помним о вас каждый день. Ценим то, что вы сделали, каждый день, а не только 9 Мая. Это – ваш наступающий Новый год. Спасибо, что делитесь им с нами. И пусть их еще будет очень, очень много». Справившись с волнением, Лев Ильич долго выясняет, что за «благодарные потомки» так душевно его поздравили. Раньше Дня Победы он и не ждал к себе особого внимания. Не без удовольствия мой собеседник облачился в китель, увешанный боевыми орденами и наградами.
Из рассказа ветерана я узнала, что война застала его в Ленинграде, где он учился в Училище им. Фрунзе. Их роту в полном составе направили во флот – в зону боевых действий. А было Леве Бойко тогда 17 лет… Самый страшный день – первая бомбежка. «Мы стояли на причале, как вдруг нас начали бомбить. Взрывной волной с корабля сбросило многих. В том числе и меня. Спасибо матросам – вытащили, а я уже начал захлебываться», – рассказал фронтовик. После войны до выхода на пенсию он с морем не расставался – пятьдесят лет служил на траловом флоте в Риге. Здесь женился, вырастил детей, внука. «Фашисты очень страшные были, – сказал на прощание бывший боевой офицер. – Поверьте, они никого не щадили, сильно ненавидели нас всех. Впрочем, и мы их тоже. Но сейчас надо, чтобы все жили счастливо, ни в коем случае нельзя допустить новой войны! Так всем и передайте!»
В квартире Зинаиды Кузьминичны Пановой вкусно пахнет пирогами. Она сразу предупреждает – без шарлотки не отпустит. А никто и не отказывается. Пока заваривается чай, хозяйка по моей просьбе приносит фотоальбом.
На фронт она пошла добровольцем, как только исполнилось 18 лет. До этого в родном Батуми работала на оборонном заводе, делала снаряды. Но рвалась на фронт, как и многие сверстники. «Вы не представляете, какой невероятный патриотизм был среди молодежи, – рассказывает участница обороны Кавказа. – Но как могло быть иначе? Враг напал на нашу родину, как можно оставаться в стороне? Я дважды подавала заявления об отправке на фронт. И дважды начальник мне отказывал, говорил: ты работаешь на оборонном заводе, ты здесь нужна! Я предупредила, что все равно уйду. «Ах так! Будешь считаться дезертиром!» – пригрозили мне. Как же я возмутилась, начала доказывать, ругаться, плакать. Короче – убедила, мое заявление подписали!»
В течение месяца Зина проходила в Батуми вместе с другими новобранцами курс молодого бойца, училась стрелять, ползать по-пластунски, бросать гранаты, окапываться. Потом ее направили в Сухуми в батальон ПВО. Их пост наблюдения поставили у мыса Пицунда, высоко в горах. Настоящий ужас она пережила в Сухуми, когда начались сильные бомбежки. Говорит, однажды еле уцелела. Услышав взрывы, упала на землю, почувствовала, как прямо над головой пролетел осколок от разорвавшейся бомбы. Когда стихло, открыла глаза – осколок валялся рядом. Взяла его в руки, а он – еще горячий! Так почти всю войну Зина и проносила с собой как талисман этот кусочек металла.
Ее батальон ПВО перемещался вслед за войсками по мере освобождения городов от немцев. Задача Зинаиды и ее подруг – денно и нощно вести наблюдение за вражеской авиацией. Они знали каждый немецкий самолет, его технические данные, могли определить, на какой высоте он летит и куда держит курс. Информация тут же передавалась зенитчикам и летчикам.
Зимой 1943 года она была в Сталинграде. Разрушенные войной города Зинаида к тому времени уже повидала, но знаменитый город на Волге фактически был просто стерт с лица земли… «Шок начался еще при подъезде к городу, – рассказывает Зинаида Кузьминична. – Кругом лежали промерзшие трупы лошадей, припорошенные снегом. А у реки – груды разбитой военной техники. Жуткое зрелище. В Сталинграде я не увидела ни одного уцелевшего дома – ни одного! А люди? Они ютились в основном в землянках и – представляете? – оттуда раздавалась музыка, играли на баяне! Люди радовались, что наши в городе!»
За годы войны Зинаида Панова не получила ни одного ранения, но в госпитале побывать ей все же пришлось. И тоже под Сталинградом. Девушки, как и все бойцы, жили в сырых землянках, по стенам которых текла вода. За сутки в свою смену они по очереди могли поспать два часа. Вот она и прикорнула у самой стенки, а когда через два часа ее разбудили – девчонки ахнули! У Зины до неузнаваемости распухло лицо, раздуло ноги и руки. На попутке ее доставили в госпиталь, полковник-военврач поставил диагноз: острое воспаление почек. Еще бы пару часов, и началось бы общее заражение, а это в полевых условиях – верная смерть…
Но Зинаида Панова выжила, дошла до Латвии и здесь еще полвека отработала. Не удержалась я, спросила: «Как же вы это все выдержали, девчонки 18–20 лет? Голод, ужас, холод, бомбежки, лишения, болезни?»
– А куда деваться? – усмехнулась героиня. – Мы ждали Победу, писали домой письма, заверяя, что скоро-скоро мы обязательно победим и вернемся к своим родным. В этом никто из нас даже не сомневался, поверьте! Сейчас я с тревогой слежу за происходящим и в нашей стране, и в мире. Политики во всем виноваты! Вот сейчас памятник Освободителям Риги хотят снести. Но как можно – это же наша история?! Это будет такое кощунство, если снесут… Политики сеют вражду между народами, если бы не они – мы бы и дальше все дружно жили. Каждый год я на 9 Мая ходила к памятнику, сейчас чувствую себя совсем плохо – как-никак уже 96-й год пошел. Прошу Бога, чтобы дал дожить до 75-летия нашей Победы…
Мы пьем с Зинаидой Кузьминичной горячий чай с ее вкуснейшей шарлоткой, говорим о детях и внуках и обещаем обязательно встретиться у памятника на День Победы.