Балет, по словам А.С. Пушкина, это душой исполненный полет. Это сложное по физической силе и выносливости и эстетической красоте искусство. Балеринами восхищались и восхищаются художники, поэты, фотографы, режиссеры, модельеры…
Помимо физических данных: выворотности, прыжка, шага, гибкости, балерина обладает невероятной красотой! Российских балерин снимают на обложки журналов, в кино.
Так как же выглядит идеальная балерина? Что важнее физические данные или эстетические? Рост, вес, лицо, тип сложения?
Правила приема в хореографическое училища примерно одинаковые для всех специальных учебных заведений. Отбор проводится в форме просмотров в три этапа:
I этап. Оценивается наличие профессиональных качеств у поступающего, выявляемых по следующим параметрам: 1) внешние данные или сценичность будущего артиста; 2) выворотность; 3) подъем; 4) шаг; 5) гибкость; 6) прыжок; 7) музыкальность. По результатам I этапа абитуриенты допускаются или не допускаются к следующему этапу.
II этап. Медицинская комиссия оценивает соответствие физических данных абитуриента действующим нормам по следующим параметрам: 1) соотношение роста и веса абитуриента в соответствии с его возрастом; 2) соотношение роста стоя и роста сидя; 3) осанка (наличие нарушений); 4) стопа (наличие деформации); 5) зрение (наличие дефектов). По результатам II этапа абитуриенты допускаются или не допускаются к следующему этапу.
III этап. Из числа прошедших I и II туры выбираются претенденты, имеющие наиболее высокие показатели профессиональных качеств по тем же параметрам, что и на I этапе.
Выворотность ног - это обязательное условие исполнительской техники классического танца, это умение разворачивать ноги изнутри наружу. Она способствует более свободному (в тазобедренной части тела) и пластически завершенному движению ног, увеличивает площадь опоры, следовательно, повышает устойчивость. Её можно разработать только если предрасположенность к ней есть изначально.
Гибкость — способность человека выполнять упражнения с большой амплитудой. Также гибкость — абсолютный диапазон движения в суставе или ряде суставов, который достигается в мгновенном усилии (Википедия). Современные балерины поднимают и удерживают ногу на запредельной высоте и прогибаются назад, как художественные гимнастки. Главное, соблюдать меру. Не превращать танец в соревнование, и не делать из своей растяжки культ (как Анастасия Волочкова).
Подъём стопы не менее важное качество, чем выворотность ног. Стопа – сложный в анатомическом и функциональном отношении аппарат – является опорой тела человека и выполняется рессорные функции и функции регулятора равновесия, способствует отталкиванию тела при ходьбе, беге, прыжке. А в балете играет ещё и немалую эстетическую роль, создавая своим вытянутым подъёмом вместе с вытянутой ногой законченную линию в рисунке танца. Стопа для балерины очень важна: большой и “указательный” пальцы на ноге в идеале должны быть одной длины, без предрасположенности к плоскостопию и вальгусу, с длинным мягким ахилловым сухожилием.
Длинные линии рук и ног. Руки и ноги – это основные выразительные средства балерины. Длинным телом сложнее управлять, но как красивы длинноногие балерины в статичных позах и адажио! В хореографических училищах на экзаменах для количественной оценки телосложения определяется индекс «длинноногое™» — соотношение длины ног и туловища. Определяется рост в положениях сидя и стоя и рассчитывается по формуле: Рост сидя/Рост стоя * 100%. Он должен быть в пределах 49—53%.
Высокий прыжок. Оказалось, прыгать умеют не все дети. Прыжок, как и выворотность, - это природная предрасположенность. Он нарабатывается, развивается на уроках классического танца. Но, по-настоящему, зависнуть в воздухе могут очень немногие. Мужским сильным прыжком отличается Наталья Осипова. Она своим танцем создает иллюзию полета с зависанием в воздухе на мгновение!
Из выше перечисленного вырисовывается некий стандарт: длинноногая и длиннорукая девушка с гибкой спиной, сильными и растянутыми ногами с высоким подъемом и легким прыжком. Кстати вес балерины – это отдельная тема. Вес взрослой балерины, несмотря на ее рост, не должен превышать 50 кг. Во время обучения правила еще более строгие – идеальный вес высчитывается по формуле «рост минус 122». Всех, кто выходит за эти рамки, исключают.
У идеальной балерины должно быть идеальное здоровье. Недаром во втором туре вступительных экзаменов в училище проводится тщательное медицинское обслуживание детей детскими врачами всех специальностей. Во время осмотра присутствие педагогов тех классов, в которых будут учиться дети, обязательно, поскольку им следует знать мнение врачей-специалистов о здоровье и -психологических особенностях каждого их будущего ученика.
Врачи-специалисты проверяют состояние внутренних органов (сердца, легких, вестибулярного аппарата и другие), особо обращая внимание на зрение. Врачи и врачебная комиссия призваны исходить из того, что занятия классическим танцем требуют больших усилий и поэтому дети должны быть абсолютно здоровы.
Кроме того, идеальная балерина должна быть красивой. Сцена не склонна в политкорректности: она не прощает ни большого носа, ни выпирающего подбородка, ни пухлых щечек. Да, гримом можно нарисовать какое угодно лицо и скрыть какие-то мелкие недостатки, но мы же сегодня говорим об идеале. Без красивого или хотя бы миловидного личика изобразить прекрасную Одетту или нежную Жизель как-то затруднительно.
Идеальная балерина должна быть образованна, начитана, грамотна. Послушайте интервью Дианы Вишневой, Светланы Захаровой, Ульяны Лопаткиной их словарному запасу и оборотам речи позавидуют филологи.
И для меня важную роль в создании образа идеальной балерины является то, что современные балерины могут состояться не только на сцене, но и в жизни. У них есть дети!