Что стоит за стабильными позициями Александра Дрозденко в ТОП-10 «Национального рейтинга губернаторов».
Очередной выпуск «Национального рейтинга губернаторов» по итогам работы глав субъектов России в январе и феврале 2020 года опубликовал сегодня федеральный Центр информационных коммуникаций «Рейтинг».
На первый взгляд, всего лишь очередной губернаторский ТОП. Но не совсем.
Особое мнение
Большинство рейтингов сегодня составляется конкретным группами экспертов различных аналитических агентств. Все они, бесспорно, претендуют на объективность, но только получается это не всегда: слишком многое в итоге влияет на позиции того или иного губернатора от общих федеральных тенденций до банального субъективно-человеческого фактора.
«Национальный рейтинг губернаторов» изначально не претендует на объективность. И строится скорее по принципу «особого мнения». На итоговые оценки глав субъектов влияют комментарии сторонних экспертов, политиков и вообще чуть ли не всех желающих высказаться. От резкой и бескомпромиссной критики до неприкрытой лести.
Потом по каждому губернатору сводятся все «за» и «против», плюсы и минусы – по итогам распределяются места в рейтинге.
«Новая метла»
Первый «Национальный рейтинг» 2020 года очень сильно отличается от предыдущих. Изменились критерии оценки эффективности.
Для сравнения, в прошлом году, в первую очередь, принималось во внимание умение регионов грамотно балансировать между директивами федерального центра и запросами «снизу», исполнение «майских указов» Президента и интенсивность протестной активности на местах.
Как с этим работать, в большинстве субъектов уже поняли. А кто не понял, либо уже отправлены в отставку, либо готовятся уйти с постов.
И тут все могло бы быть стабильно, если бы не смена состава Правительства РФ по итогам ежегодного обращения Владимира Путина к Федеральному собранию.
Кабинет министров сформировали новые люди. С новыми взглядами и требованиям, в том числе, к региональным властям.
Одним из ключевых критериев качества работы и эффективности глав субъектов стало снижение бюрократических барьеров и постоянное прямое взаимодействие с населением. Как минимум, открытый диалог губернаторов с гражданами в социальных сетях. В идеале – регулярные живые встречи с людьми на территории.
Также весьма важное значение сегодня определяется умение субъектов эффективно распоряжаться бюджетами – собственными и федеральными субсидиями. Вот тут четко прослеживается «тень» нового премьера Михаила Мишустина. А точнее, его предыдущий опыт работы – когда за вполне короткий период он смог увеличить эффективность налоговых сборов в России с 3 до 39%.
Аналогичных показателей и постоянного роста финансовой эффективности субъектов он сегодня требует и от губернаторов.
Плюс, как отмечают эксперты, сегодня в тренде губернаторы «в носках с лосями». Прослеживается четкая тенденция эволюции губернаторов старой постсоветской формации в новых, живых и открытых. Которые вместо «Я подумал и принял решение» спрашивают у избирателей «Чем помочь?».
Это не значит, что в ближайшее время стоит ожидать широкомасштабной зачистки под лозунгом «Дорогу молодым». Многие действующие главы субъектов вполне успешно и сами трансформируются в новых условиях. Ну а у кого никак – тем уже и не за чем.
Лидеры Национального рейтинга
В первую группу «Национального рейтинга» по итогам первых месяцев 2020 года вошли 25 губернаторов.
При этом первая десятка лидеров на самом деле не сильно отличается от предыдущего. То есть фамилии те же, просто немного смещаются на пару строчек вверх-вниз.
На этот раз на верхней строчке оказался губернатор Москвы Сергей Собянин. Для сравнения, 2019 год он завершал лишь на третьем месте.
В свете обновления федерального кабинета министров рост Собянина вполне ожидаем. Он и так уже не первый год входит в так называемый «ближний круг Президента» и даже одним из немногих принимал участие в подготовке ежегодного Послания Президента. А теперь он еще больше укрепил позиции за счет того, что сразу несколько фигур из «команды Собянина» переместились на федеральный уровень власти.
Что касается финансовой эффективности, то тут, как говорится, нам бы их бюджеты. К слову, в Москве сегодня «остается» едва ли не пятая часть всех налоговых сборов по России.
«Обменялись» местами на верхних строчках рейтинга главы Татарстана (у Рустама Минниханова рост с четвертого на второе место) и Тульской области (у Алексея Дюмина падение со второго на четвертое место).
Губернатор Тюмени Александр Моор также сместился на две строчки с первого на третье место рейтинга.
Все остальные «герои» ТОП-10 также остались на своих местах за исключением губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова, который за два месяца опустился с 7 на 9 место рейтинга.
Эксперты отмечают, что падение главы северной столицы могло быть и более существенным за счет ряда инфраструктурных проколов, но ситуацию выправило решение об интеграции Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Инициатива по интеграции двух регионов, кстати, исходила от губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, замыкающего очередной ТОП-10 «Национального рейтинга».
Поступательный рост Александра Дрозденко
Губернатор Ленинградской области уже не первый год входит в первую группу лидеров «Национального рейтинга». И здесь прослеживается четкая тенденция к уверенному росту без резких взлетов и падений. Шаг за шагом, строчка за строчкой.
Для сравнения, прошлый год глава 47 региона начал с 12 строчки «Национального рейтинга губернаторов». Затем с мая по сентябрь он укрепляется уже на 11 месте, и лишь осенью «вырос» до ТОП-10.
2019 год Александр Дрозденко завершил на 10-й строчке Рейтинга. И на тех же позициях начал текущий год.
И тут можно выделить 5 ключевых точек «роста»:
Финансовая эффективность региона. К слову, по итогам 2019 года Ленинградская область входит в «десятку» самых инвестпривлекательных субъектов России, занимает 8-е место по уровню качества жизни населения, третье место – в рейтинге эффективности управления, а также входит в ТОП-10 регионов по устойчивости бюджета. Все это подкрепляется новыми федеральными грантами.
Открытость. И здесь также можно привести сухие цифры. На сегодняшний день на личную страницу Александра Дрозденко подписались уже свыше 20 тысяч человек. Общение с людьми губернатор Ленобласти ведет лично, отвечает на вопросы и привлекает профильные комитеты.
По итогам второго полугодия 2019 года через социальные сети было принято и решено более 13 тысяч обращений. Также он потребовал, чтобы все муниципальные главы также открыли личные акаунты в социальных сетях для диалога с гражданами.
Кроме того, проводятся встречи с гражданами в рамках рабочих поездок губернатора. Продолжается успешная практика регулярных «прямых линий» с главой региона. Например, в прошлом году Александр Дрозденко провел свыше 140 телефонных разговора с жителями региона.
Взаимодействие с федеральным центром. В последнее время губернатор Ленобласти гораздо чаще начал встречаться с Президентом России Владимиром Путиным в рамках поездок и рабочих мероприятий.
В рамках последнего заседания Госсовета многие инициативы Ленинградской области в сфере образования были приняты для дальнейшей проработки. Кроме того, в ходе недавнего визита вице-премьер Марат Хуснуллин отметил успехи 47 региона, в частности, назвал Ленинградскую область "пионером" по реализации целого ряда федеральных и региональных программ и решению проблем обманутых дольщиков.
Укрепление власти на местах. Практика замены не соответствующих современным запросам руководителей муниципальных образований и районов проверенными и опытными кадрами из «команды Дрозденко» также положительно оценивается и внутри региона, и на федеральном уровне. За последние несколько месяцев уже три председателя комитета Правительства Ленинградской области перешли на работу в районные администрации. Ожидается, что кадровые перестановки продолжатся.
Работа с «точками напряжения». В данном случае одним из ключевых примеров можно назвать работу по реализации реформы обращения с отходами. Переход на новую систему по ТКО гладко не проходит ни в одном регионе России. И здесь важно грамотно выстроить работу с населением. Не только в рамках разъяснений, но и конкретных решений.
В Ленинградской области, в частности, уже принято решение о снижении тарифов на вывоз мусора на 12%. Также по частному сектору ожидается переход к начислениям платы по количеству проживающих, а не с квадратного метра. Планируется снижение нормативов накопления мусора как минимум на 30%. Прорабатываются варианты строительства мусороперерабатывающих заводов на территории региона и сокращение полигонов для захоранивания мусора.
Хотя тут стоит признать, что вопрос по взаимодействию с Петербургом все еще остается открытым.
Место для шага вперед
По версии Online47, с учетом текущих показателей региона, место Ленинградской области в «Национальном рейтинге» могло быть и повыше. Впрочем, Александр Дрозденко и сам неоднократно подчеркивал, что верхние строчки рейтингов – это не самоцель работы региональных властей.
Но и не обращать внимание на них нельзя.
Каждый рейтинг – хорошая возможность проанализировать текущие показатели и провести работу над ошибками. Тем более, что нам еще есть куда расти. А еще сложнее – удержать эти позиции.