Найти тему
Grand Morrison

Смотрим Оскар 1970: "Полуночный ковбой"

Х/ф "Полуночный ковбой", 1969 - режиссер Джон Шлезингер
Х/ф "Полуночный ковбой", 1969 - режиссер Джон Шлезингер

Как-то раз, смотря очередной оскароносный фильм, я задался вопросом: а какой была самая известная премия в мире кино раньше? Какие картины получали "Оскар" в прошлом, на какие темы высказывались, каким социальным запросам отвечали. Так я решил вернуться на 50 лет назад, чтобы познакомиться с кинокартиной Джона Шлезингера "Полуночный ковбой", собравшей призы за режиссуру, адаптированный сценарий и, конечно, лучший фильм в 1970-м году.

Главный герой картины - малообразованный молодой ковбой с незаурядной внешностью по имени Джо Бак. Он решает бросить работу посудомойки в своём захолустном техасском городишке и отправляется в Нью-Йорк, где мечтает жить на широкую ногу, удовлетворяя состоятельных женщин за деньги. Несложно догадаться, что такой наивный взгляд на жизнь рассыпается в пыль довольно быстро: первая же содержанка в возрасте не только не даёт Джо денег за секс, но ещё и вынуждает платить его.

Нью-Йорк словно ненасытный великан "сжирает" нашего жиголо: у Джо кончаются наличные, его выселяют из гостиницы, лишают почти всех вещей, его кидают и обманывают на каждом шагу, он чувствует себя потерянным и одиноким. Единственной отдушиной Джо становится радиоприёмник, который по-прежнему транслирует голос той самой Америки из его грёз. Всё меняется, когда главный герой встречает уличного мошенника и оборванца Рэтсо. Сначала тот конечно обманывает Джо, но спустя какое-то время случай сталкивает их лбами. Рэтсо проникается к нему симпатией, видя в нём такого же отщепенца. Так начинается дружба двух изгоев и это, скажу я вам, одна из самых сильных сторон фильма. Джо Бак в исполнении Джона Войта и Рэтсо, сыгранный Дастином Хоффманом, образуют один из самых запоминающихся дуэтов в мировом кинематографе. Хоффман воплотил на экране потомственного маргинала, ушлого и мерзкого, знающего жизнь во всех её злачных проявлениях. Статный Джо Бак полная противоположность Рэтсо - он плохо знает людей, но сохраняет веру в них, всегда оптимистичен и не теряет самоуважения даже когда остается только стоять на панели для гомосексуалистов. У обоих героев сложное прошлое и не менее неоднозначное настоящее. Но совместные скитания по социальным лестницам идут им на пользу - Рэтсо подхватывает позитивные мысли ковбоя и даже всерьез говорит о воплощении мечты, а персонаж Войта "прохавывает" жизнь с самых низов.

Дастин Хоффман в роли Рико "Рэтса"  и Джон Войт в роли Джо Бака
Дастин Хоффман в роли Рико "Рэтса" и Джон Войт в роли Джо Бака

Эта остросоциальная драма, повествующая о развенчивании разрекламированной американской мечты, снята, что интересно, британцем. И при этом она очень хорошо принята американцами, несмотря на то, что капитализм тут показан с его паршивой изнанки, социальное неравенство подается в шокирующем виде, а образ ковбоя, в массовой культуре плотно ассоциирующийся с Америкой, не просто высмеивается через глуповатого героя Войта - из него извлекается гомосексуальный подтекст, присущий всем этим костюмированным "извращенцам". При этом нельзя не заметить сдержанного оптимизма Шлезингера, его веру в людей, даже таких, как наш горе-ковбой.

"Полуночный ковбой" очень умело делает намеки, например, о прошлом Джо, но не даёт однозначного ответа. Это даёт простор для интерпретации, делает героев неоднозначными, и это одна из находок режиссера. К тому же это первый фильм категории X, получивший статуэтку Оскара, всерьез поднявший темы маргинальности, употребления запрещенных веществ и, конечно, гомосексуальности, важной лично для режиссера картины. Конечно в наше время такими вещами сложно кого-то удивить, но для того времени это было смело и ново.

Стоит также отметить операторскую работу: фильм смотрится современным даже полвека спустя - клиповые нарезки в моменты флэшбеков, психоделические трипы и другие визуальные находки не просто задают нужный темп и атмосферу, но и заметно освежают повествование.

Подытоживая, я бы хотел сказать, что это бесспорно один из достойных представителей социальных драм новой волны Голливуда, говорящей очень откровенно на очень непростые темы, которые актуальны и в современном обществе.

А Вы смотрели "Полуночного ковбоя"? Понравился ли он Вам?