«Тот государь стяжает двойную славу, кто ˂…˃ укрепит государство хорошими законами, хорошим войском и добрыми примерами» Николо Макиавелли, 1513 г.
Система маркирования впервые в обязательном порядке стала применяться в РФ в 2016 году в отношении алкогольной продукции и изделий из меха. С 2018 года проходит добровольная маркировка табака, обуви, лекарств. В декабре 2018 года была утверждена Концепция создания и функционирования в РФ системы маркировки товаров.
С 1 января 2020 года маркировка стала обязательной в отношении лекарств, с 1 марта 2020 года – в отношении обуви. С 1 декабря 2020 года должны маркироваться молочные продукты со сроком годности больше 1 года, с 1 марта 2021 года – со сроком годности меньше 1 года. Переход на цифровую маркировку всех возможных групп товаров на российском потребительском рынке должен произойти уже в 2024 году.
Внедрение цифровой маркировки товаров в России предполагается в рамках государственно-частного партнерства. Координатор проекта – Минпромторг РФ. Основной бенефициар системы маркирования товаров – Общество с ограниченной ответственностью «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ). Его дочерняя структура ООО «Оператор-ЦРПТ», на 90% принадлежащее структурам миллиардера А. Усманова, а на 10% принадлежащая ООО «Новые решения» (согласно открытым источникам ООО «Новые решения» имеет уставный капитал в 10 000 рублей, отрицательные показатели деятельности и налоговые недоимки, а также отсутствующий штат), без проведения конкурса было назначено оператором системы мониторинга товаров.
В аналитической справке Научно-исследовательского института Министерства финансов России представлена следующая структура распределения долей в управлении оператором маркировки.
Заявленная стоимость одной марки – 50 копеек без НДС. Данные денежные средства перечисляются участниками оборота непосредственно оператору маркировки ЦРПТ как компенсация вложенных в разработку системы инвестиций и открытых коммерческих рисков, связанных с запуском системы.
Согласно предварительным оценкам НИФИ Минфина РФ за первые 11 лет выручка ЦРПТ может составить 3 900 000 000 000 рублей (3,9 триллиона). Совокупные расходы всех участников производства, логистики и реализации товаров от тотального внедрения цифрового маркирования на всех российских товарных рынках в период с 2020 г. по 2030 г. могут превысить величину в 20 000 000 000 000 рублей (20 триллионов).
Также НИФИ Минфина РФ отмечает, что подобного опыта в мире нет, то есть нет «добрых примеров».
В настоящее время предусмотрена административная и уголовная ответственность за работу без маркировки в соответствии со статьёй 15.12. Кодекса об административных правонарушениях РФ, статьёй 171 ч.1, ч.2 Уголовного Кодекса РФ для непродовольственных товаров и статьёй 171 ч.3, ч.4 для продуктов питания.
Статья 15.12. Кодекса об административных правонарушениях.
Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации
За производство товаров и продукции без маркировки предусмотрено наложение штрафа:
на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб. + конфискация товара
на юридических лиц в размере от 50 000 до 100 000 руб. + конфискация товара
За продажу товаров и продукции без маркировки, их хранение, перевозка, приобретение в целях сбыта предусмотрено наложение штрафа:
на граждан в размере от 2 000 до 4 000 руб. + конфискация товара
на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб. + конфискация товара
на юридических лиц в размере от 50 000 до 300 000 руб. + конфискация товара
Статья 171 Уголовного кодекса РФ.
Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
За производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки в крупном размере предусмотрено наказание по одному из пунктов:
штраф от 300 000 руб. до 500 000 руб. или в размере доходов осужденного за период до 2х лет
принудительные работы на срок до 3 лет
лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом до 80 000 руб. или в размере доходов за период до 6 месяцев
Если эти деяния совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой в особо крупном размере, то предусмотрено наказание по одному из пунктов:
штраф от 200 000 до 500 000 руб. или в размере доходов за период до 3 лет
принудительные работы на срок до 5 лет
лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере 1 000 000 руб. или в размере доходов за период до 5 лет
За производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт продовольственных товаров без маркировки в крупном размере предусмотрено наказание по одному из пунктов:
штраф до 400 000 руб. или в размере доходов осужденного за период до 2х лет
принудительные работы на срок до 3 лет
лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом до 80 000 руб. или в размере доходов за период до 6 месяцев
Если эти деяния совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой в особо крупном размере, то предусмотрено наказание по одному из пунктов:
штраф от 300 000 до 700 000 руб. или в размере доходов за период до 3 лет
принудительные работы на срок до 5 лет
лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере 1 000 000 руб. или в размере доходов за период до 5 лет
В Минпромторге сообщают, что на сегодняшний день статья уголовного кодекса 171 об ответственности за отсутствие маркировки не учитывает особенностей нарушения требований к цифровой маркировке. Поэтому в нее предлагается внести изменения в части дополнения нормами об ответственности за производство, оборот и сбыт товаров без их маркировки средствами идентификации.
Также предлагается установить уголовную ответственность за подделку средств идентификации (марок) по статье уголовного кодекса 327 ч.3.
Статья 327 Уголовного кодекса РФ.
Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков
Часть 3. За приобретение, хранение, перевозка в целях использования или сбыта либо использование заведомо поддельных паспорта гражданина, удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, штампов, печатей или бланков предусмотрено наказание по одному из пунктов:
ограничение свободы на срок до 1 года
принудительными работами на срок до 1 года
лишением свободы на срок до 1 года
Однако "Известия" сообщают, что основной мерой наказания станет не лишение свободы, а штраф, размер которого ведомство (Минпромторг) назовет позже.
Юлия Осипова (Управляющий Партнёр МЗ УВАРОВСКИЙ)