Жуткая поездка в компании бригады нефтяников подходила к концу. До прибытия - несколько минут. Я прильнула к окну, высматривая огни приближающегося города. Но там по прежнему лишь - ночная тайга. Что за черт? "Через минуту прибываем в Братск!" - голос проводника.
А город-то где?
Поезд, вильнув хвостом, растворился в ночи, а мы стоим на платформе посреди темного леса. В воздухе чем-то подозрительно воняет.
- Айда в машину, - командует Татьяна, заказчица моей командировки. Ее муж забрасывает термосумку с препаратами в багажник джипа.
- А где город-то?
- Туда еще надо доехать, - смеется Таня, и мы выруливаем на дорогу посреди густых елок. - Мы тебя поселим в доме отдыха, он на другом конце города.
Минут через двадцать непроглядной тьмы появляются признаки жилья, а еще через четверть часа машина останавливается.
- Выспись хорошенько, завтра в десять утра нас уже ждут в поликлинике.
Уютная комнатка и даже с балконом. Я накидываю куртку, выхожу - ни черта не видно! И тут в нос мне бьет все тот же аромат. Какая-то жуткая химическая вонь… почему-то с привкусом дерева. Что у них тут случилось??
Воняет - а мы привыкли
- Собирайся! - вопит Таня в трубку, - я через десять минут подъеду!!
С трудом выдираюсь из сна: после кошмарных суток в поезде дрыхла как убитая.
- Слушай, а что это у вас за запах такой? - интересуюсь, пристроившись на пассажирское сиденье.
- Что, воняет? А мы уже притерпелись! - машет рукой Татьяна. - У нас тут огромный алюминиевый завод, а целлюлозный комбинат, завод по переработке железа и до кучи всяких заводов помельче…
За окном - однообразные коробки домов в дымной пелене. И вдруг унылая серая муть сменяется рекой дивной красоты и живописными сопками на горизонте.
- Ангарааа, - кричит Таня, - а вон там - Братская ГЭС!
До обеда мы скачем по поликлиникам и аптекам. Кроме серых домов и красивых пейзажей я успеваю увидеть бесконечный частный сектор - сотни ветхих домишек.
- Это Падун, - поясняет Татьяна, - все эти домики. Считается, что Братск начался со строительства ГЭС. А на самом деле здесь уже лет триста селились каторжане. Падун - район, оставшийся еще с тех времен.
Но где бы мы ни ездили, едкая вонь преследует нас - она вездесуща.
Мне - в пиццерию!
И вот с делами на сегодня покончено, я чувствую, что проголодалась. Интересуюсь у Тани, где можно недорого и нормально перекусить.
- Здесь недалеко - пиццерия. Вот пройдешь через площадь - и увидишь. Там нормально кормят.
Моя спутница улетает по делам, а я отправляюсь через крошечную площадь. Людей почти не видно, лишь редкие машинки ползут по дороге.
Ага, вот и пиццерия: по крайней мере так написано на маленьком домике. Внутри - столики, покрытые унылой клеенкой. В меню - ассортимент обычной столовой, только цены раза в два выше новосибирских.
- Подскажите, а почему вы называетесь "Пиццерия"?
- Ну как - почему?? У нас в меню есть пицца! Видите?
Логично. Заказываю пасту, ем - вроде ничего.
Скромно затарившись в местном магазинчике (цены - запрелельные!), ищу такси, Таня сказала, что здесь это основной способ передвижения.
Валяюсь, смотрю братское ТВ: новости, реклама. Покупайте квартиры в Братске! А вот цены на жилье здесь смешные…
Из открытой форточки тянет химией - такое чувство, что вонь стала еще сильнее. Плотно закупориваю окно: лучше спать в духоте, чем всю ночь травиться.
На следующий день мы опять заканчиваем с делами ближе к обеду. Последняя поликлиника оказывается на другом краю города, Тане нужно срочно ехать по делам, ну а я - на такси.
- Слушай, а можешь сказать адрес той пиццерии? Там вроде норм.
Татьяна смотрит на меня с удивлением.
- Да просто садишься в такси. И говоришь - МНЕ В ПИЦЦЕРИЮ!
Да ладно! Серьезно???
Торможу шестерку с шашечками. Забираюсь внутрь: "Мне в пиццерию!"
Жду уточняющих вопросов. Но водитель кивает и едет. Через четверть часа высаживает меня… Вот именно. У пиццерии.
Братский депресняк
Густой смог висит над городом. Дома унылы, улицы пустынны. Настроение, и без того невеселое, уверенно движется в сторону депресняка. В голову лезут мысли о постапокалипсисе. Хочется перестать дышать, поберечь нос и легкие от растворенных в воздухе едких молекул…
К счастью, это утро - последнее для меня в этом городе.
И вот мы с поездом летим на запад, оставляя позади солнце, Ангару и город, отравленный химией и унынием.
Впрочем, нет худа без добра… Я никогда не любила родной Новосиб. Но после Братска, наверное, целый месяц идиотски улыбалась толпам людей, снующим машинам, пиццериям на каждом углу…
И воздуху - хоть и грязному, но все же лишенному ядовитого БрАдского привкуса.
Братчане, уезжайте!
Пока писала статью, решила устроить виртуальный тур по Братску. Что изменилось в нем за восемь лет, убежавших с момента командировки? Город разжился несколькими пиццериями, прибавилось кафешек.
Вот только гугл, заметив мой интерес к Братску, услужливо подсовывает мне новости:
А вот еще: "Братск вошел в список городов с самым грязным в России воздухом" , "Братчане снова жалуются на сильные выбросы"...
Ну что сказать… Держитесь там, братчане… А еще лучше - уезжайте.