и его передача заказчику
Вчерашняя затравочка "Солнце на заводе" была анонсом к сегодняшнему посту. Дело в том, что я побывала на Казанском вертолетном заводе, на церемонии передачи первого серийного гражданского Ми-38 заказчику.
Ми-38 - это советско-российская разработка нашего авиапрома. Вертолет больше знаменитой "восьмерки" (Ми-8) и меньше тяжеловеса Ми-26. Делали его довольно долго (аж с 1981 года), он регулярно летал на авиасалоне МАКС, и теперь вертолет добрался до серийного производства на КВЗ, что весьма отрадно.
Заказчиком первого серийного Ми-38, выполненного в VIP-версии с салоном повышенной комфортности, оказалась компания РВС ("Российские вертолетные системы"). Они базируются в Подмосковье, в хелипарке "Подушкино", и предоставляют широкий спектр авиационных услуг (санавиация, такси и т.д.). У них уже довольно много казанских "Ансатов", теперь к ним прибавится степенный Ми-38.
В церемонии передачи вертолета участвовали Президент РТ Рустам Минниханов...
...а также генеральный директор холдинга "Вертолеты России" Андрей Богинский, генеральный директор компании "Газпромбанк Лизинг" Максим Агаджанов, главный конструктор Ми-38 Максим Андреев и работники КВЗ.
После официальных речей и награждения работников завода, участвовавших в производстве вертолета, символический ключ от Ми-38 перешел из рук генерального директора КВЗ Юрия Пустовгарова в руки генерального директора «РВС-Холдинг» Михаила Казачкова.
Да, такие вот большие ключи у вертолетов :)
А дальше, что самое интересное, у всех желающих появилась возможность заглянуть в салон Ми-38. Я, конечно, тоже решила оценить интерьер.
Его основа - панели из дерева (или его имитации) и кожаные сиденья. Они, кстати, не только оснащены ремнями безопасности (а мы знаем по печальным примерам, что надо пристегиваться и в вертолете тоже!), но и сконструированы так, чтобы гасить удары (как и шасси вертолета). Так что даже при нештатной ситуации пассажиры подстрахованы технологиями.
Судя по экранчикам, технологии призваны пассажиров и развлекать.
Есть удобный диван. У меня тут никаких мыслей, кроме как "поспать после долгих деловых переговоров". Что думаете вы?
В "прихожей" есть, кажется, кофеварка. Или микроволновка. Или и то, и другое. Было темно и людно, я не успела разглядеть, извините.
Ну а в хвосте салона, конечно же, гвоздь программы - туалет. Я отнеслась к делу серьезно, и сфотографировала и его тоже. Слева раковина из искусственного камня, очень красивая.
Напротив входа в туалет - багажная полка. Возможно, ближе к хвосту есть еще грузовое пространство, но туда уже не ломилась.
В целом в салоне довольно просторно (в этой версии Ми-38 может перевозить 8 человек). Ну а если везти, например, десантников, то в этот вертолет поместится до 40 человек. Естественно, уже без кожаных сидений...
Кабина пилотов, по словам самих пилотов, тоже очень просторная. Мне, конечно, так не показалось, но буду верить на слово профессионалам. Внизу, сбоку от пилота, дополнительное остекление, как и у продвинутых "восьмерок". Облегчает посадку: пилот видит землю.
Приборы - сплошь цифровые, дисплеи светят в темноте. В следующем посте - рассказ пилота об опыте полетов на Ми-38.
В целом Ми-38 создает положительное ощущение "дорогой иномарки". При этом вертолет отечественный, на нем стоят российские двигатели ТВ7-117В. На заре проектирования мы пытались насчет силовой установки дружить с канадской конторой Pratt & Whitney, но они стали артачиться (даже еще до санкций). Тогда это была проблема, а теперь, думаю, и слава богу, что не сложилось. За авионику, правда, врать не буду - не знаю. Но он уж точно Ми-38 более "наш", чем созданный в те же годы "Суперджет".
Основные характеристики:
В отличие от "восьмерки", у Ми-38 шестилопастный несущий винт. Его пилоты тоже хвалят: он делает вертолет более устойчивым, управляемым и, как следствие, безопасным. Ну а мне эти лопасти напомнили мой любимый фильм "Грань будущего". Там главная героиня-воительница сделала себе холодное оружие из лопасти вертолета.
Не думаю, что с лопастью Ми-38 у нее такой фокус прокатил бы, хотя... Кто-нибудь знает, сколько весит такой кусок... ээээ... композита?
Рулевой винт в виде буквы Х, что означает "хороший". Шучу. Такая форма уменьшает уровень шума и улучшает управляемость. А вообще основное, что я знаю про этот винт в принципе - это что к нему лучше не соваться - может пошинковать.
А еще, я не могу об этом не написать, вертолет очень красивый. Похож на касатку, его еще и покрасили так. Но "Касаткой" его называть я вам не рекомендую: так именуют другой отечественный вертолет - Ка-62, судьба которого не так радужна, как у Ми-38.
Ну а напоследок - мастер-класс от молодых работников КВЗ, как надо фоткаться с вертолетом :)