Нет ничего ужаснее травли в школе. И тем более, когда вам приходится ходить туда каждый день, сталкиваться с одними и теми же хулиганами, все может начать казаться мрачным или даже безнадежным. Об этом беспокоятся все родители и учителя. В конце концов, если ваш ученик приходит к вам, и говорит, что его постоянно дразнят его одноклассники, не сразу понятно, как это прекратить. Это очень неприятная ситуация. В арсенале психологов есть множество способов, как прекратить издевательства в школе, и ваша задача привести их в действие. А это не так-то просто.
Однако нет худа без добра: когда школы правильно используют эти стратегии, действительно можно заметить результат. Издевательства могут быть очень коварной проблемой с своими последствиями для детей. Опросы учителей и их учеников показывают, что во всех возрастных группах учителя недооценивают такое поведение. И это может навредить психическому здоровью их учеников в долгосрочной перспективе. Дети, над которыми издевались, имеют больше шансов вырасти с низкой самооценкой и риском депрессий, даже если их уже давно оставили в покое.
В некоторых случаях травля может даже передаваться дальше — например, когда ребенок, над которым издевались в школе, вырастает и начинает изводить окружающих. Так что это серьезная проблема, и решить ее сложно. Вы, возможно, слышали, что лучшее решение — это быть вовлеченным и не оставаться в стороне, если вы что-то заметили, и помогать своим друзьям. Но, как ни странно, похоже, что программы, специально разработанные для вовлечения сверстников, работают не так, как планировалось. Проведенный в 2009 году анализ 89 исследований по борьбе с хулиганством показал, что вовлечение сверстников в процесс конфликта было одним из единственных программных элементов, которые имели обратный эффект.
Вместо того, чтобы уменьшить издевательства, все становилось только хуже. Неясно почему, но одна из версий заключается в том, что дети легко подвергаются влиянию сверстников, и формирование групп вокруг хулиганов помогает распространению плохого поведения. Само собой, это не значит, что вы должны молчать, если вы в курсе издевательств над кем-то. Но это показывает, что групповое участие не лучшее универсальное решение проблемы. Но одна вещь, которая, по-видимому, обобщает множество успешных программ, - это социальное и эмоциональное обучение, или СЭО.
Идея заключается не столько в том, чтобы объяснить детям, что такое травля и почему они должны ее пресекать. Вместо этого этот метод фокусируется на улучшении навыков эмоциональной регуляции, эмпатии и управлении отношениями. Так, например, вы можете предложить студентам подробно рассказать о своих чувствах, чтобы они могли лучше их понять, или попросить их представить эмоций других людей. Таким образом, вместо того, чтобы просто сосредоточиться на вмешательстве или наказаниях, когда что-то идет не так, учителя и школа поощряют учеников за то, что они хорошо ладят – например, когда они самостоятельно вместе решают какую-нибудь проблему.
Мета-анализ, опубликованный в 2011 году, изучил более 270 000 учащихся в более чем 200 школах. Он показал, что этот способ действительно работает. Студенты, которые были вовлечены в СЭО, имели гораздо меньше проблем с поведением и более позитивное социальное поведение. Кажется, это даже улучшило их оценки. Однако имелась важная оговорка: возраст играл большую роль. Ученики лучше усваивали эти навыки в более раннем возрасте. Все еще обсуждается, насколько это правда, но другие исследования показали, что приемы, которые работают на младших классах, не так эффективны для подростков после восьмого класса.
Например, некоторые программы, которые показали хорошие результаты в средних классах были сосредоточены на развитии идентичности, истории дискриминируемых групп и желании подростков изменить ситуацию. Но для младших детей, кажется, более важно сосредоточиться на основных социальных навыках, сотрудничестве с другими и разрешении конфликтов в позитивном ключе. Так что вполне возможно, что ученики младших классов будут лучше реагировать на СЭО. В целом, однако, кажется, что социальное и эмоциональное обучение – это действительно полезная стратегия. Есть кое-что, о чем вы должны помнить.
Успех любой программы по борьбе с хулиганством зависит не только от того, что вы учите студентов разрешать конфликты или управлять своими чувствами: участие учителей действительно имеет значение. В конце концов, учителя могут не только не замечать некоторых издевок, они сами могут неосознанно быть к ним причастны. Кроме того, иногда трудно понять, какое детское поведение является нормой, а какое уже вредоносным и нездоровым. И если издевательства остаются незамеченными, то довольно трудно изменить ситуацию. Это касается всех стратегий, не только СЭО.
Например, в исследовании 2012 года исследователи отметили, что программа борьбы с издевательствами имела отличные результаты среди младших школьников в Финляндии, активно привлекая учителей. Они все подробно объясняли ученикам на уроках, а затем вмешивались, если случались издевательства. Но та же самая программа не произвела практически никакого эффекта в США — возможно, потому что американские учителя были более требовательны к своему времени и не могли полностью выполнить программу. Итак, будь то СЭО или что-то иное, избавление от издевательств – это нечто большее, чем просто применение некоторых стратегий в обучении учеников.
Они безусловно хороши, но для того, чтобы действительно изменить ситуацию, требуется вовлеченность всей школы. Так что, если вы учитель, возможно, это то, о чем нужно помнить. И если вы ученик, и ваша школа не практикует нечто подобное или вы сами столкнулись с такой проблемой, все равно сообщите об этом кому-то, например, вашим учителям или родителям. В конце концов, они не смогут помочь вам, если не знают о проблеме. Если вы хотите узнать больше о психологии в образовании, подписывайтесь на наш канал. И спасибо за просмотр!
Статья взята с нашего сайта: https://fataktika.ru/73-kak-predotvratit-travlju-v-shkole.html