Понятие «культовое кино» появилось в русском языке примерно лет двадцать тому назад. Но еще во времена немого кино были среди кинолент нравившиеся всем и - только некоторым. Но зато очень сильно.
1. «Броненосец «Потёмкин»»
Когда этот фильм Сергея Эйзенштейна, снятый в Советский России в 1925 году, показали в Америке, он встретил там восторженный прием профессионалов. Для них он стал и остался культовый. Они оценили подвижную камеру и смелый монтаж. Но широкие массы американских зрителей остались равнодушны к изобразительным открытиям мастера. Как, скорее всего и широкие массы советских зрителей, многим из которых комедия «Закройщик из Торжка» - того же года выпуска - была милее и понятнее.
Я посмотрел этот фильм впервые в 60-х или 70-годах, оценил, пролил слезу в сцене с коляской. Второй раз уже в 80-х во время учебы в университете на занятиях по истории кино, которые вел Евгений Яковлевич Юровский.
2. «Волшебник страны Оз»
Интересна история проекта с Джуди Гарленд, впервые вышедшего на экраны в 1939 году. Это была одна из первых цветных картин. Точнее волшебная часть, страна Оз - снята в цвете, а Канзас – черно-белый. Но студия Metro-Goldwyn-Mayer и лично Лазарь Мейер запутались в своих проектах, выпустив два дорогущих фильма в один год. Вторым оказался «Унесенные ветром», который и собрал всю кассу. Десять лет спустя фильм пустили в прокат повторно, и он окупился. А через шестьдесят лет - вошел в десятку лучших из тех, что сняты в Америке. Все это было еще до моего рождения.
3. «Дворянское гнездо»
В прежние времена культовые советские и российские фильмы не просматриваются. Зато имелись запрещенные. Если ленту «положили не полку», она автоматически становилась очень привлекательной, как всякий запретный плод. И еще были культовые режиссеры. Правда, их еще так не называли. Их называли: Параджанов, Тарковский и Кончаловский. В 1969 году один из этого списка Андрей Кончаловский снял произведение по роману Ивана Гончарова, которое благополучно провалилось в прокате. Спустя полвека эту экранизацию не стыдно показать школьникам на уроке литературы. А значит фильм можно назвать культовым - для учителей литературы. Я видел фильм не в театральном прокате, а по телевизору.
4. «Святая гора»
Чего не скажешь про кино 1973 года режиссера Алехандро Ходоровски. Проект провалился в прокате, не собрав и четверти от вложенных средств. И стал при этом культовым-пре-культовым. Правда, в основном, для хиппи. Пишут, что перед тем как приступить к съемкам Алехандро две недели медитировал. Для того чтобы фильм «вштырил» нужно, наверное, перед просмотром помедитировать хотя бы два дня. Естественно этого фильма в Советском прокате не было и быть не могло. Но по форме, по манере на него похож фильм «Трюкач», который я смотрел в 1979 году в Перми.
5. «Легенда о Сурамской крепости»
Через год после выхода в прокат фильма Ходоровски в 1974 году в СССР посадили в тюрьму Сергея Параджанова. Формально по подлой статье, а фактически, как теперь утверждают, по политическим мотивам. Отсидев в тюрьме четыре года, Параджанов вышел под давлением советской и западной творческой интеллигенции. На воле он снял несколько фильмов, но успеха картины «Тени забытых предков» они уже не повторили. Из фильмов Параджанова я смотрел только «Тени».
Конечно это не полный список «культовых фильмов», которые в данном случае больше напоминают классику кино. Это неполный список лично моих культовых фильмов. У других он может быть свой.
Продолжение следует