Как известно, в 1517 году Мартин Лютер пишет свои известные «95 тезисов». Многие считают, что Реформация – это сугубо западноевропейское течение, которое никак не могло сказаться на православии. Однако это не совсем так. Дело в том, что в православной церкви были почти столько же злоупотреблений, сколько и в католической церкви – как среди высшего, так и среди низшего духовенства.
Для начала стоит понимать, что так же, как и на западе, у русской православной церкви, которая носила тогда ранг митрополии, было немало земли. Да и сами священнослужители вели весьма богатый образ жизни, являясь фактически хозяевами в подконтрольных им церковных землях, которые год от года только увеличивались.
Находилось немало людей, которые подвергали подобное поведение священников критике. Как известно, в России этих людей называли «нестяжателями». Впрочем, именно название за ними закрепилось несколько позднее.
Как и западноевропейские протестанты, нестяжатели выступали за то, чтобы ограничить, а то и ликвидировать церковное землевладения, напоминая, что одним из обетов, который дает монах, является именно нестяжательство.
Россией в это время управлял Иван IV Грозный. Он приблизил к себе двух противоположных по духу церковных деятелей – митрополита Макария, который, являясь главой Московской митрополии, выступал за сохранение земель и власти церкви, и протопопа Сильвестра, который, напротив, выступал как раз за проведение реформ.
Видимо, понимая, что этот конфликт может в любой момент превратиться в религиозную войну подобно той, что развернулась в Германии, Иван IV решил прийти к некоему компромиссу.
Стоит отметить, что на Западе в это время также попытались найти выход из сложившейся ситуации, собрав Тридентский собор, который заседал с 1545 по 1563 годы.
В 1551 году в России тоже был собран собор, получивший название Стоглавого (решения приняты в ста главах). На нем пришли к выводу, что стоит укрепить дисциплину в церкви и начать борьбу с разными злоупотреблениями. Иван IV не решился забрать церковные земли, но было определено, чтобы они впредь не увеличивались.
Особое внимание, как, впрочем, и на Западе, было уделено обрядам. Разногласия в церковных книгах появились довольно давно, да и немудрено им было появиться. Нужно понимать, что еще в правление деда Ивана IV – великого князя Ивана III – Русь представляла собой не единое государство, а множество княжеств, в которых и обряды, и церковные книги немного, но отличались.
Понимая, что попытка привести книги к определенному образцу может вызвать возмущение, решили оставить все как есть. Позже через век патриарх Никон предпримет попытку выработать универсальные книги и обряды, и это приведет к расколу.
Однако даже не присматриваясь особо ни к решениям Тридентского собора на Западе, ни к решениям Стоглавого собора в России видно, что все они половинчатые. Роль церкви сохраняется, а злоупотребления лишь получше прикрываются. Так почему же на западе разразятся религиозные войны, а в России нет?
Именно личность Ивана Грозного повлияла на происходящие события. Поскольку правил он весьма жестко, то вероятность религиозной войны оказалась ничтожной.
Выбирая глав русской православной церкви, царь Иван показывал свое верховенство над ними и при необходимости сменял, понимая, что церковники – как нестяжатели, так и их противники, будут искать поддержку у наиболее древних княжеских родов. Иван нанес им удар на опережение, вырубая под корень наиболее влиятельные княжеские династии.
Он заставил церковников подчиниться, а когда один из митрополитов – Филипп, выступил с критикой, он был лишен за это не только положения, но и жизни.
Сложно сказать, осознано ли царь Иван уменьшил роль церкви или так получилось в силу совсем иных замыслов, но религиозной войны в России удалось избежать.