Найти тему

Сквозь запахи.

Оглавление

Мистический автор.

Патрик Зюскинд настолько скрытный человек, что на данный момент ничего не известно ни о его местонахождении, ни о его семейном положении. Последний раз его видели в 2005 году, когда он отказался от участия в съемках фильма, основанного на своем романе "Perfume", которые наши горе-переводчики по классике жанра перевели как "Парфюмер. История одного убийцы". Учитывая историю, которую он рассказал миру, получив за нее свыше 20 миллионов евро и обеспечив себя на всю оставшуюся жизнь и жизнь нескольких поколений вперед, это неудивительно.

Патрик Зюскинд в одном из интервью, которых по пальцам пересчитать, рассказал, что сам посещал все описанные в романе места, читал прорву исторических источников и занимался по пути парфюмерным делом во французской фирме. Франция оказалась местом действия не случайно, ведь она самая любимая страна автора, хотя родиной автора является Германия.

Мир запахов.

Жан-Батист Гренуй
Жан-Батист Гренуй

Во Франции в XVIII веке, когда во всех городах стояла невообразимая вонь, улицы воняли навозом, дворы мочой, лестницы крысиным пометом и гнилью, а спальни грязными простынями и испарениями ночных горшков, в центре всего этого смрада рождается самый гениальный человек того века, Жан-Батист Гренуй. Будучи пяти минут от роду он отправляет свою мать на эшафот, а себя приговаривает к жизни воспитанника приходской школы, в детстве его пинают все, кому не лень, а все из-за того, что считают его омерзительнейшим ребенком на свете... И никто не понимает почему, считая это инстинктом. Лишь одна кормилица поняла, что Жан-Батист Гренуй ничем не пахнет, когда все остальные дети пахнут карамельным запахом.

Сам Жан-Батист понимает, что он является гением мира запахов, с его помощью он может точно сказать, где что лежит в кромешной тьме, найти дорогу, сделать изумительные духи, разложить запах любых духов на его составляющие в точной пропорции, чем и пользуется один из парфюмеров Парижа Бальдини, который посчитал прибытие Гренуя в его лавку Божьей волей.

Пока парфюмер Бальдини высасывает из Гренуя все соки, заставляя его штамповать сказочные ароматы, от которых сходит с ума весь Париж, сам Гренуй не теряет времени и учится основам парфюмерии, проводя эксперименты и пытаясь достать запах стекла, камня и океана, ведь по его мнению они безумно вкусно пахнут. После неудачных попыток, Гренуй разочаровывается в мастере Бальдини и в его методах, отправляясь исследовать парфюмерное дело в другие места...

Замысел книги.

-2

Замысел книги (исключаем отсюда существование всем известной метафоры запахов, которой оперировал Патрик Зюскинд) состоит в том, что Гренуй всю свою жизнь пытался понять и осмыслить самого себя, но так как он видел мир только запахами, сделать этого он не мог. Он не пах, ничем и никак, из-за чего он не мог понять, кто он есть на самом деле и зачем вообще родился. Он мог раскрыть любого человека по смердящему от него запаху, точно сказать, кем он работает, что он делал в последнее время, боится ли он, радостен ли он и прочее.

Для осознания себя Гренуй занимается созданием своего запаха, он собирает кал из лотка кошки, добавляет мусор, очистки, рыбу, воду с океана, землю, камни, разбавляет эту адовую смесь 1 к 1000 в спирте и душится этим, все считают, что он стал человеком, у него появился человеческий запах, в обществе его стали принимать, но Гренуй не успокоился, ведь он сам понимал, что тем, что он душится - лишь имитация человека, но не он сам. По моему мнению, именно на этой почве Гренуй и сошел с ума, а найдя "золотой" запах, которая источала безумно красивая девушка, у Гренуя окончательно слетает кукушка и он начинает убивать, чтобы овладеть самым прекрасным ароматом во всем свете. Утверждается, что Гренуй собирает запахи с помощью мацерации, то есть обмазывает трупы женщин жиром и ждет, пока жир впитает себя весь аромат.

В книге для Гренуя все закончилось не так, как он хотел, с помощью концентрированных запахов двадцати пяти самых чудесных женщин Парижа он заставляет себя любить. Он не добивается того, что хочет, в душе он понимает, что сам себя он так и не осознал, от безысходности, он убивает себя с помощью своего же изобретения.

Интерпретация романа в фильме.

В каждом аромате три аккорда, заключающий всего двенадцать нот, но чтобы создать поистине небывалый аромат, нужно добавить еще одну ноту

Как известно, фильм снять по книге очень сложно в связи с большой разницей в подаче материала. И "Парфюмер" тоже пережил подобное. Все мысли Гренуя, которые легко читались, так как было написано черным по белому, в фильме пропали. Его действительный замысел в осознании себя свелся лишь к созданию чудодейственных духов на основе запахов тринадцати женщин, который бы сводил с ума толпы людей, заставлял их любить себя, смог бы подчинить их себе. А потом отправляется на место своего рождения, чувствует вонь города и выливает духи на себя, заставляя шайку бездомных пожирать свою плоть посредством затуманенной от любви головы. Что это? Жажда страсти, любви? Жажда подчинять людей? Или же замысел состоял в том, чтобы показать диктаторов во всей красе, которые идут по всем головам к своей цели? В общем, главный посыл затерялся в красивой картинке.

Что об истории Жана-Батиста Гренуя думает современный парфюмер?

-3

Мы задали вопросы современному парфюмеру Валерию Соколову, создателю бренда Le Ré Noir, что он думает по поводу истории Жана Батиста Гренуя.

- Основа сюжета завязана на мацерации человеческой кожи. Возможно ли это в действительности?

- Теоретически собрать можно, но для этого ему понадобился бы вагон трупов, если не больше, чтобы собрать хоть что-то. Сама по себе эта мысль абсурдная, потому что помимо мускусных веществ ничего он не соберет, эта субстанция не была бы чистой и интересной в парфюмерном плане.

- В романе утверждалось, что духи состоят из чистых запахов, которые составляют аккорды. Существуют ли такие?

- Любой запах состоит из множества веществ. Есть летучие вещества, которые мы можем уловить и как-то осознать этот запах. Таких веществ тысячи, рецепторов в носу тоже очень много, соответственно любая ароматная смесь состоит из множества веществ. Например, эфирное масло розы состоит более чем из ста - ста пятидесяти веществ, которые мы улавливаем и все вместе нам это дает аромат розы. Любой парфюм также состоит из химических веществ, это любая формула, список ингредиентов в каких-то пропорциях. Берем, например, аккорд розы. В современной парфюмерии в натуральном виде практически не используется, потому что розовое масло стоит очень дорого и его используют в микро-количестве больше для маркетинга. А аккорд розы делается из пятнадцати компонентов, какие-то вещества получают в лаборатории, а какие-то берутся из более дешевого натурального сырья.

- Получается, что сейчас добыча запахов сводится к химии?

- Нет. То, что осталось в природе и то, что очень дорого - собирают, но это нишевые бренды. Кто-то говорит, что использует супердорогостоящее и супернатуральное сырье, но это больше для маркетинга. Оно может там быть в микро-дозах, например, масло розы или жасмина, капля на огромную цистерну, чтобы можно было заявить: "Да, у нас есть натуральная роза в составе", но это капля на тонну. Остальное это из химической лаборатории получено, а что-то из более дешевого натурального сырья. Как только люди научились делать что-то проще и дешевле, они этим пользуются. Зачем что-то усложнять?

- Жан-Батист Гренуй с рождения обладает безупречным обонянием. В реальности это возможно?

- Все, что связано с запахами во многом является абсурдом, то, что Гренуй родился таким гениальным Моцартом от носа, от парфюмерии и что он сразу смог слету составить и чувствовать композицию, красоту просто невозможно! Чтобы понять как все это устроено, нужны тренировки, тренировки, тренировки. Нос можно раскачать как мышцу, любой человек может этим заняться, у кого-то просто есть бо́льшая склонность и данных, склад ума, характера и чувства прекрасного. Научиться улавливать компоненты, узнавать и запоминать, составляя у себя библиотеку в голове может любой человек. Но он также может столкнуться с отсутствием обоняния на какие-то группы веществ, даже профессиональный парфюмер может не чувствовать какое-то вещество, но формально с ним работает, он понимает как его использовать, он чувствует как это вещество меняет общую смесь, но само по себе оно может для него и не пахнуть.

- В действительности нет таких людей, которые могут разбить запах на составляющие?

- Есть, но не совсем так, как показано. Есть такой прибор, его довольно давно изобрели, хромотограф называется. Он расслаивает аромат на молекулы и растягивает картинку во времени. Вы вносите туда пробу, с другого конца трубки быстрые молекулы вылетают раньше, а тяжелые - позже. Компьютер все это расшифровывает и показывает формулу парфюма. А дальше нужно просто скопировать, выкинуть дорогое, заменить более дешевым и сделать более бюджетный вариант. Отсюда и создаются клоны парфюмов, подделки.

- Так вот, есть наученные люди, которые кроме того, что компьютер записывает, сами сидят на другом конце трубки и все вынюхивают, точно могут сказать где и что. Но как только появляется смесь, так называемый аккорд, который невозможно разлепить, ни один парфюмер не скажет из чего он. Простой пример - кока-кола, все знают, как он пахнет, а что в ней? Я вам могу сказать, но зная это в мозгу смесь все равно останется кока-колой, а не ванилином, лаймом, цитрусом и прочими запахами. Хорошо сделанный аромат не разваливается по компонентам (если не стояло такой задачи изначально), аромат живет своей жизнью, меняется во времени. Тот гениальный, кто может это сделать еще и с чувством такого прекрасного от рождения, еще и сливать на глаз смесь и получать шикарные ароматы? Ну нет! Это только опыт, это только эксперименты. Нельзя родиться и писать музыку с рождения, нужен бэкграунд.

- Что такое парфюмерия, это в первую очередь творчество, опыт и чувство прекрасного во всем. (с) Валерий Соколов.

___________________________________________________

Если тебе понравилось, не пожалей лайка или комментария, мне это важно, помоги моему делу)