В одном раннем источнике рассказывается о том, как тогдашний правитель Флоренции Лоренцо Медичи Великолепный послал тридцатилетнего Леонардо в Милан. Говорится о том, что он был отправлен туда вместе с музыкантом Аталанте Мильиротти, кроме того, у него была замечательная лира, сделанная из черепа лошади. Художник и лира, вероятно, были дипломатическим подарком правителю Милана Лудовико Сфорца по прозвищу «Моро». Известно, что Лоренцо нередко пользовался этой новой для того времени формой дипломатии, так что история кажется правдивой. Известно, наконец, что когда Леонардо да Винчи представлялся ко двору Лудовико Моро в Милане, то он выступал там, если верить Вазари, как музыкант, а не как живописец. «Герцог восхищался звуками лиры. Леонардо принес ему лютню, построенную им самим почти целиком из серебра, в форме лошадиной головы… Он божественно пел в сопровождении этого инструмента, импровизируя стихи и музыку».
Как говорил Леонардо, пропорциональное строение человеческого тела – это аналог музыкальных гармоний, которые были основаны на космических соотношениях, выстроенных греческим математиком Пифагором. Именно математическая основа музыки, по мнению Леонардо, позволяла ей с большим основанием, чем другим искусствам, соперничать с живописью, хотя он всячески старался подчеркнуть, что музыкальные созвучия необходимо слушать последовательно, тогда как картину можно охватить одним взглядом. Леонардо да Винчи любил расспрашивать и поддерживать живую беседу с людьми, которые были ему интересны. Он слыл искусным музыкантом, мастером игры на lira da braccia (род скрипки), и, вероятно, его шутки и басни звучали на придворных литературных представлениях. Известно, что он, по крайней мере, однажды принял участие в дебатах по вопросам искусства при дворе Сфорца. Это была яркая, выдающаяся личность...