Если среднестатистическая жительница древнего Рима попала бы в наше время, то ей, во избежания культурного шока, наверняка, привычней было бы жить в Саудовской Аравии, а не в европейских странах. Так с какими трудностями приходилось сталкиваться представительницам прекрасного пола в столице самого могучего античного государства?
Женщины, жившие во времена Цицерона, застали период наивысшего развития древнеримской цивилизации. Однако это был безжалостный мир, в котором только половина людей доживала до десяти лет. В то время как в современных западных обществах женщины живут в среднем на шесть лет дольше мужчин, в античные времена ситуации была абсолютно противоположная.
Основной причиной этого явления была высокая перинатальная смертность, достигающая порядка 10% беременностей. В начале брака это была постоянно повторяющаяся угроза. Из-за высокой младенческой смертности, римская женщина рожала в среднем пять детей в течение первых десяти лет жизни, чтобы гарантировать продолжение рода.
Степень этой «эксплуатации плодородия» иллюстрируется на примере Корнелии, матери братьев Гракхов, реформаторов со 2-го века до нашей эры. Из ее двенадцати детей только трое дожили до совершеннолетия, и ни одному из них не удалось пережить своего родителя.
Другой причиной высокой смертности женщин был массовый отказ их родителей от них после родов и убийство в младенчестве. Решение по этому вопросу принадлежало главе семьи, и ещё со времен XII таблиц (5 век до н.э.) была рекомендация воспитывать всех сыновей и хотя бы одну дочь. Даже если девушка выживет, она станет потенциальным объектом пренебрежения.
Также широкого распространения получило мнение о том, что слабым женщинам и инвалидам нужно меньше еды, что явно снижало их шансы на выживание. Стоит отметить, что распределение бесплатного зерна для римской бедноты по инициативе Публия Клодюша включало только мужчин. Даже если женщинам, занимавшимся особой социальной деятельностью, удавалось получить такое право, их паек сокращался на 40% процентов.
Еще более красноречивым является тот факт, что у большинства женщин даже не было индивидуального имени. Римляне называли их именем семьи их отца (отсюда Теренсия, Тулия или Помпония). Когда рождалось больше дочерей, нумерация оказалась наиболее практичной - Pomponia Prima, Secunda, Tertia и т. д. Подобные методы размывания индивидуальности применялись к рабам и варварам .
Юридические ограничения, наложенные на женщин, объяснялись их предполагаемой врожденной склонностью к безответственному поведению. Чтобы еще больше не ухудшить эту черту, им было запрещено употреблять алкоголь под угрозой смерти.
В республике старший представитель семьи ( pater familias ) практически полностью контролировал других её членов. Особенно суровой она была по отношению к женщинам. Историки утверждают, что такая модель сохранилась аж до времен Цезаря.
Среди элит девственность будущих кандидатов-жен рассматривалась как важный политический, материальный и моральный капитал. Попытки избежать обнищания и бесчестия семьи заставляли ограничивать контакты их дочерей с мужчинами. Они появлялись на улице только в компании опытных певцов, которые позаботились о скромном наряде своих подопечных. Этому аспекту придавали большое значение. Некоторые законные власти того времени считали, что жертва изнасилования не может рассчитывать на правовую защиту, если она была одета ненадлежащим образом.
Принуждение девушек в возрасте 11–14 лет к браку считалось нормой в то время. Из-за столь раннего возраста вступления в брак и, соответственно, ранней беременности материнская смертность была выше у этих девушек аж в 10 раз.
Во времена республики публичное появление женщины с открытой головой было у мужа поводом для развода. Предполагалось, что женщина плотно закроет все, кроме ее лица, которое было скрыто завесой или глубоким капюшоном.
Дома было не намного комфортнее. Вы, вероятно, будете удивлены тем фактом, что, по мнению большинства римлян, единственной целью полового акта было размножение, а сам процесс зачатия не был особенно чувственным. Однажды это стало гражданским обязательством, вызванным экономическими санкциями.
Когда женщина в возрасте 25–30 лет уже обеспечила семью достаточным количеством потомков, от нее ожидали воздержания, и последующие беременности были оценены как крайне неуместные.
Юридически, сексуально и экономически подчиненная, живущая в широко распространенном убеждении естественной неполноценности по отношению к свободному мужчине, римская женщина напоминала рабыню. Были, конечно, освобожденные и выдающиеся личности, но к ним относились крайне скептически.