Hunters – сериал, который уже с момента оглашения вызвал интерес и легкое опасение. Первая телевизионная роль легендарного Аль Пачино, горор-эксперт Джордан Пил ("Ловушка","Мы") в кресле исполнительного продюсера, гиперболизированная эстетика 1970-х, и безумный сюжет про охотников на нацистов – как можно органично совместить все эти элементы? Ну хорошо, скажу сразу – шоуранерам так и не удалось создать из этих деталей однородный нарратив. Вместо этого они сняли один из самых неоднозначных сериалов этой весны – исторический реализм здесь регулярно вытесняется динамическими вставками в духе жанра exploitation, а тема Холокоста переплетается с насилием в стиле кинокомиксов. Но означает ли это, что перед нами явный провал? Не совсем – хотя «Охотники» и страдают от, скажем, тональных перепадов, это все же смелый эксперимент, который вполне может найти преданных фанатов.
Рассказываю, кому стоит посмотреть новый проект Джордана Пила, и почему в некоторых зрителей он может вызвать разочарование или даже негодование.
Стоит смотреть Hunters, если:
Вы любите, когда «несерьезные» форматы рассказывают важные истории.
Когда мы впервые знакомимся с главным героем сериала, юный Джона Гайдлбаум (Логан Лерман) выходит из кинотеатра после показа «Звездных войн» и спорит с друзьями о том, был ли Дарт Вейдер действительно плохим. Как мы впоследствии узнаем, Джона работает в магазине комиксов, обожает поп-культуру и может часами говорить о супергероях. Это все не случайно – уже в первом эпизоде загадочный незнакомец с немецким акцентом убивает бабушку парня (Питер Паркер здесь бы точно посочувствовал). После этого Джона попадает под крыло эксцентричного миллионера Мейера Оффермана (Аль Пачино), который прошел концлагеря и охотится на нацистов.
Да-да, все это происходит в Америке 1970-х – в мире «Охотников» большинство немецких чиновников и ученых иммигрировали в Соединенные Штаты и тайком создают Четвертый Рейх. Поэтому герой Аль Пачино вынужден собрать команду ярких и странных борцов с нацизмом, которые выслеживают военных преступников и вершат над ними самосуд. Среди этих смельчаков: темнокожая активистка (Тиффани Бун), образ которой явно напоминает легендарную героиню фильмов категории «Б» Фокси Браун, воинственная монахиня-британка (Кейт Малвэйни), ветеран войны во Вьетнаме (Луис Одзава Чангчьен), ловелас-актер (Джош Реднор) и пожилая пара, что прекрасно разбирается в взрывчатке (Кэрол Кейн и Сол Рубинек). Другими словами – представьте очень странный ребут сериала «Ангелов Чарли», в котором вместо трех стереотипно сексуальных девушек, с преступностью борются архетипные герои старых экшн-фильмов. Юный и нетерпеливый Джона же становится для пожилого богача чем-то вроде супергеройского сайдкика – персонажи даже обсуждают то, что каждому Бэтмену нужен свой Робин.
Самое интересное то, что Hunters не забывает про поп-культурные референсы и аллюзии даже тогда, когда основной сюжет становится вполне серьезным и касается реальных исторических трагедий. Как и прошлогодние «Стражи», в которых тема системного расизма рассматривалась через призму культового комикса Алана Мура и Дэйва Гиббонса, «Охотники» пытаются исследовать тему Холокоста под непривычным углом. Сняты в приглушенных тонах воспоминания героев про Аушвиц соседствуют с подчеркнуто-яркими и динамичными сценами охоты на нацистов в 1970-х. Многие сравнивают этот подход с «Бесславными ублюдками», в которых Квентин Тарантино тоже вдохновлялся фильмами категории «Б» и совмещал реальные трагедии с гиперболизированным насилием.
Не стоит смотреть Hunters, если:
Вы не любите исторические неточности и неуважение к важным темам.
Конечно, смелый подход сценаристов порой вызывает неоднозначные эмоции – если Тарантино не сильно углублялся в причины своей нелюбви к нацистам, то шоуранеры сериала регулярно напоминают нам об ужасах Холокоста. И это создает даже не одну, а целых две проблемы.
Во-первых, «Охотники» получились очень неоднородными тонально. В одну секунду зритель должен болеть за главных героев, которые весело режут антагонистам глотки и обмениваются стандартными диалогами «крутых парней», а уже в следующую – с соответствующим настроением наблюдать за ежедневными страданиями узников Аушвица. Если бы сериал все же сосредоточился на одной из этих сюжетных линий, то смотреть его было бы проще – перед нами была бы или эмоциональная драма о Холокосте, или кровавая и провокационная история в жанре «revenge fantasy». А так кажется, будто сериал страдает биполярным расстройством – его постоянно заносит то в сторону стилизованного, развлекательного насилия, то в сторону невероятно эмоционального изображения психологических и физических издевательств над безвинными людьми.
Во-вторых, если сценаристы уже решили сочетать гротеск с мрачным реализмом, то до конца не понятно, почему они не опирались на исторические источники, а сами придумывали истории о концлагерях. Конечно, никто не требует от развлекательного сериала документальной точности, но зачем придумывать нечеловеческие преступления и рассказывать о них, а не о реальных ужасах Третьего Рейха? Возможно, эта деталь не испортит просмотр большинства зрителей, но руководство мемориального центра «Аушвиц» выразил разочарование таким решением сценаристов.
В общем, «Охотники» – парадоксальный сериал. Это развлекательное шоу, которое смотреть в основном неприятно и сложно. В то же время, есть что-то неправильное в том, что эта тема вызывает в нас печаль, ужас и отвращение? Нет, конечно, массовые убийства миллионов людей должны вызывать именно такие переживания. И даже если «Охотники» не до конца справляются со своей амбициозной задачей, их можно похвалить как минимум за одну лишь попытку.