Найти тему

Зачем мы охотимся?

Фото Н.Лопан
Фото Н.Лопан

Каждый разумный человек, прежде чем взяться за новое дело задает себе единственный и логичный вопрос: зачем? Зачем мне охотиться? Если ответ на этот вопрос: «мне это интересно», или интересен сам вопрос, то эту статью вам стоит дочитать до конца.

Каждый охотник погружается в это увлечение исходя из собственных представлений и соображений. Для одних охота это регулярные выезды на природу, для них это привычный отдых и необходимая энергетическая подпитка. Этим людям не нужны результаты научных исследований, они ощущают этот эффект на собственном самочувствии и настроении. Другие обогащают рацион экологически чистыми продуктами: мясом, рыбой, грибами и ягодами. В кругу моего общения семьи охотников отказались от покупки мяса в магазинах. Это осознанный выбор людей, обладающих информацией о методах кормления, лечения и забоя скота в промышленных масштабах. Но, учтите, что дикое мясо по факту обходится значительно дороже, чем мясо в ближайшем супермаркете за углом вашего дома.

Охота подразумевает выстрел в животное или отлов самоловом. Прежде чем охотиться подумайте и ответьте на вопрос: «имею ли я право на лишение жизни живое существо?». Это сложный вопрос, но он требует ответа. В молодости я об этом не задумывался, охотился с азартом, ответ пришел, когда стал охотиться профессионально.

Фото Н.Лопан
Фото Н.Лопан

На сложный вопрос не бывает простого ответа. Истинные охотники чувствуют красную черту между возможным и недопустимым на охоте. Животные в городской среде и в дикой природе это существа из разных, параллельных миров. Аморально убивать животных находящихся в полной зависимости от человека. Домашний скот я оставляю за скобками, это другая, отдельная и более сложная тема. Аморально убивать диких животных, попавших в бедственное положение. Уважающий себя охотник спасет животное, погибающее от природной стихии. Это вопрос нашей разумности и самоуважения. Принимая ответственность за выстрел в одно животное, охотник осознает, что этим он спасает жизнь нескольким другим в результате сохранения естественных запасов кормов или изымая из природы хищника. Это к размышлениям о нашей рациональности.

Образ некрасовского дедушки Мазая, спасавшего в половодье зайцев – это собирательный образ охотника живущего на земле и любящего природу: «Дня не проводит Мазай без охоты, жил бы он славно, не знал бы заботы…». Мазай это, мудрый охотник, осуждающий жадность и жестокость: «Зайцы вот тоже, — их жалко до слез! Только весенние воды нахлынут, И без того они сотнями гинут, - Нет! еще мало! бегут мужики, Ловят, и топят, и бьют их баграми. Где у них совесть?..». Представляете, это ещё в 1870 году было написано! Спустя 150 лет вопрос о совести остался актуальным.

Фото Н.Лопан
Фото Н.Лопан

Попадая в иной мир – мир дикой природы, человек должен быть готов без промедления выстрелить в нападающего медведя или секача, спасая себя, жизнь товарища или свою охотничью собаку.

В мире животных действуют другие законы. Каннибализм это норма у медведей, а детёныши одних видов - лакомство для других, хищников. Самцы медведей ловят и съедают медвежат, иногда собственных! Это правда, которая шокирует городского жителя, как пришельца из иного мира.

Медвежат от такой смерти спасает только самоотверженный отпор матери-медведицы. Но даже в ином мире, истинный охотник считает недопустимой жестокостью убийство без причины медведицы с медвежатами. В этом случае мы руководствуемся этическими нормами человеческого социума. По этой же причине истинный охотник принимает собственное право на выстрел в животное, если оно находится с ним в равном положении и с реальными шансами на спасение.

Есть такое понятие - охотничья этика. Это не запретительные нормы, этика подразумевает, поступки по совести.

Фото Н.Лопан
Фото Н.Лопан

Не по совести делать неуверенный выстрел, заранее понимая, что раненый зверь не достанется охотнику. Против совести стрелять в самку с потомством или мешать своим выстрелом товарищу по охоте. Жадность и охотничья этика - несовместимые понятия. Зачем добывать больше, чем нужно?

Фото Н. Лопан
Фото Н. Лопан

Среди охотников бытует заблуждение относительно своей способности решать судьбу дикого зверя. На первый взгляд это покажется странным, но охотник добывает, то животное, которому суждено погибнуть в природе.

Зверь, которому суждено выжить не покажется на глаза человеку. Но даже если он и окажется на дистанции верного выстрела, то чудесным образом останется живой и невредимый. Сколько угодно таких примеров вы узнаете из рассказов бывалых охотников об осечках патронов, о странных поломках оружия или необъяснимых промахах на расстоянии верного выстрела. Понимающий человек в ответ на изумлённые восклицания улыбнётся и спокойно скажет: " Это не твой зверь...". Эта короткая фраза отрезвляет, когда человек забывает, кто предполагает и кто располагает в этом мире.

На охоте важно с первых шагов усвоить, что выстрел делается так, чтобы зверь погиб мгновенно и без мучений. Страдания раненого животного нужно прекращать немедленно! Кроме этого, каждый профессиональный охотник знает, что мясо при стрессе и выбросе адреналина ухудшает вкусовые качества и требует более тщательной кулинарной обработки.

Если вы решили охотиться, то нужно ясно представлять свою будущую роль в охотничьем хозяйстве. Что такое охотничье хозяйство? Если упрощенно - разведение диких животных в естественной среде обитания. Поясню это на примере дикого кабана. При правильно организованной работе поголовье диких кабанов в охотничьем хозяйстве увеличивается в 2-3 раза, но это затратное занятие. Тонна кормового гороха стоит 10 - 15 тыс. рублей. Одна средняя семья кабанов съедает тонну такого корма за неделю. А стая волков съедает эту семью кабанов за месяц. За один месяц 5-6 волков наносят ущерб охотничьему хозяйству 200-260 тыс. рублей. Это неполученный доход, плюс прямые затраты по кормлению кабанов, съеденных волками.

Фото Н.Лопан
Фото Н.Лопан

Я с почтением отношусь к волку, как умному зверю, но кто готов тратить в месяц такие деньги на его кормление? Пастухи такого же мнения относительно бесплатного скармливания своих овец диким волкам. Охотники своими деньгами и трудом участвуют в разведении кабанов и в регулировании численности волков. Так же охота уменьшает риски распространения болезней диких животных в природе.

Фото Н.Лопан
Фото Н.Лопан

В охотничьем хозяйстве человек использует специальные технологии и методы регулирования баланса: хищник-жертва. Охотник это рациональный элемент системы, выполняющий конкретную функцию по изъятию части поголовья животных из природной среды.

Возвращаясь к вопросу о моральном праве человека на лишение жизни живого существа, хочу подчеркнуть, что в дикой природе человек вынужден жить и поступать по иным законам. Охота это сложный и трудоемкий процесс, происходящий до выстрела. Выстрелом охотник ставит финальную точку в большой интеллектуальной и физической работе. Правильный выстрел это тоже работа и показатель квалификации охотника.

Фото Н.Лопан
Фото Н.Лопан

В книге Карлоса Кастанеды «Путешествие в Икстлан» описываются стадии продвижения человека по «пути охотника»: «Настоящие охотники никогда не любят охотиться. Они просто хорошо это делают, вот и всё». Эта фраза старого индейца относится не к началу пути. Возможно, это сложно понять тем, кто движение по этому пути только начинает. Но старые охотники, прожившие яркую охотничью жизнь, познавшие, что такое охота, уже по-другому смотрят на выстрел в живого зверя. Что они поняли? Что для себя открыли? Почему им достаточно быть на охоте, смотреть на огонь костра, вдыхать весенний запах реки или слушать ночной лес? Истинные охотники не покоряют природу, они в ней живут…

Фото Н.Лопан
Фото Н.Лопан

Каждый, из нас, охотников, проходит этот путь самостоятельно.