Представьте, что однажды к вам пришел близкий друг, который безутешно рыдает. «Что случилось?» — спросите вы. А он вам в ответ: «Я только что узнал, что Алекс изменяет мне».
Как бы вы ответили на это? Наверняка вы не сказали бы ему чего-то вроде «И это тебя расстраивает? Почему?» Большинство из нас понимает, что такое ревность. Это происходит еще до того, как человек испытывает ее. Люди интуитивно понимают, что кто-то будет глубоко расстроен, если ему изменяет парень, подруга, муж или жена.
Для какого-нибудь абстрактного инопланетного существа-ученого ревность останется загадкой. Но ведь человек спокойно относится к тому, что у его друзей тоже есть другие друзья. Почему же партнеры, состоящие в отношениях, боятся узнать о его/ее любовнике или любовнице? Все было бы гораздо проще, если бы никто об этом не беспокоился. Так почему бы людям просто не сделать это?
Откуда взялась вообще эта эмоция под названием ревность? Является ли она частью человеческой природы, как страх или голод? Или это порождение культуры, например, как деньги? Эти вопросы до сих пор волнуют людей. И точно взволновали бы инопланетного ученого.
Является ли ревность социальной концепцией?
На одной стороне находятся те, кто утверждает, что ревность — это изобретение культуры. Защитники этой точки зрения утверждают, что во многих культурах ревность является странным феноменом. Например, среди инуитов (этическая группа коренных народов Северной Америки) вожди племен иногда предлагают гостям мужчинам одну из своих жен на ночь. Это доказывает, что сексуальная исключительность — западный фетиш, а ревность — западный невроз.
Однако даже на Западе некоторые люди отказываются принимать ревность. Они ее просто не испытывают. Например, американская актриса Ширли МакЛейн однажды сказала: «У меня никогда не было сексуальной ревности». Трудно согласиться с тем, что это чувство находится «в генах», как некоторые утверждают.
Нет сомнений в том, что она отчасти формируется обучением и культурой. Однако действительно ли ревность зародилась на пустом месте? По мнению эволюционных психологов, она является неотъемлемой частью человеческой природы.
Если рассматривать инуитские племена, то на первый взгляд это выглядит как контрпример. Кажется, что разделение своих жен с кем-то еще для инуитов не имеет большого значения. Все дело в том, что это очень щедрый жест, так как их женщины — это все же их собственность. И среди мужчин этой этнической группы сексуальная ревность — причина супружеского насилия. То же самое и в других обществах, предположительно лишенных этого чувства.
Конечно, есть индивидуальные исключения. Но их мало. Когда Ширли МакЛэйн объявила о том, что она никогда не испытывала ревности, это сразу стало громким заголовком во многих газетах. Почему? Потому что у большинства людей другая точка зрения. Нравится нам это или нет, но подобные эмоции — постоянные спутники любви.
Был рожден таким
Почему естественный отбор обременяет людей такими разрушительными эмоциями? Ответ эволюционной психологии заключается в том, что ревность развилась, чтобы помочь супругам охранять друг друга — решение древней адаптивной проблемы под названием неверность. Она, кстати, тоже распространена у людей и животных, как и верность. В фильме 1986 года «Ревность» персонаж Мерил Стрип жалуется отцу, что у ее новоиспеченного мужа интрижка на стороне. Отец бездушно отвечает: «Ты хотела моногамию? Выйди замуж за лебедя». Однако ученые уже тогда обнаружили, что лебеди так же склонны, как и люди, к случайным внебрачным увлечениям.
Исследователи определили, что ревность — это эволюционная черта, помогающая человеку осторожно следить за своим партнером, чтобы потом сделать все возможное, чтобы разлучить его с потенциальным любовником. Раньше мужчинам действительно необходимо было беспокоиться об отцовстве, поэтому ревность просто выполняла свою работу. Женская ревность имеет другую адаптивную логику. У женщин, состоящих в крепких отношениях, было больше выживших потомков. Поэтому они следили, чтобы их партнер не был связан с кем-то еще.
В случае, если это звучит как действительно эволюционная и правдивая история, имейте в виду, что аналоги человеческой ревности можно увидеть у многих животных парных видов. Например, самцы гиббонов прогоняют соперничающих самцов, а самки прогоняют других конкурирующих самок. В сочетании с тем фактом, что ревность у человеческого вида является межкультурным универсалом, эволюционное объяснение этого чувства является по меньшей мере гипотезой, к которой стоит относиться серьезно.