19 февраля исполнилось 20 лет со дня смерти австрийского художника Фриденсрайха Хундертвассера - создателя неповторимого архитектурного стиля. Его называют революционером в области архитектуры, а созданный им неповторимый стиль - биоморфным и экологичным.
На родине неординарного австрийского художника и зодчего реализовано полтора десятка его проектов (в том числе этот жилой дом в Вене), лишь немногим меньше - в Германии, по одному проекту - в США, Израиле, Швейцарии, Японии и Новой Зеландии.
Один из своих первых проектов в Германии Хундертвассер осуществил в 1981-1982 годах в городе Хамме. На территории шахты Zeche Maximilian, выведенной из эксплуатации, здесь решили заложить парк, а бывшую углемойку превратить в "Экологический дом". Хундертвассер озеленил часть его крыши. С противоположной стороны посетителей встречает работа другого архитектора.
Две стороны одной бывшей углемойки - как две стороны одной медали. "Стеклянный слон" Хорста Реллеке - это вторая половина "Экологического дома", подчеркивает контраст между естественным и искусственным. "Слон" стал символом города. Хобот служит шахтой для панорамного лифта, ведущего на смотровую площадку, расположенную на 35-метровой высоте.В рамках следующего проекта - "Жить под Дождевой башней", осуществленного в 1991-1994 годах в городе Плохингене под Штутгартом, художник и архитектор в наиболее полной мере смог реализовать свои представления о философии человеческого жилища и его связи с окружающим пространством.
В самом центре Вены расположился завод “Энергия из отходов”, который нисколько не портит ни воздух, ни городские виды. Построил его Хундертвассер в 1992 году.
В начале архитектор был против причастности к проекту, однако после того как было обещано использовать новейшие технологии и пустить тепло от сжигания отходов на обогрев венских квартир, Хундертвассер согласился продумать дизайн этого здания. В результате Вена имеет уникальный экологически чистый завод-котельную, и до сих пор является одной из самых “зеленых” европейских столиц.
В центре Девятого округа на берегу канала внимание гостей города привлекает любопытное здание с большой трубой, покрытой синей керамической плиткой, увенчанной позолоченным куполом — луковицей. Благодаря архитектору, завод по переработке отходов в Шпиттелау, преобразован из обычного промышленного здания в шедевр искусства.
Сейчас завод решает две задачи: перерабатывает значительную часть отходов (250 000 тонн ежегодно) и обогревает, за счет энергии, выделяемой при сгорании отходов, более 100 тысяч домов Вены.
Это не единственный завод по термической переработке отходов, которые преобразил Фриденсрайх Хундертвассер. Архитектор также подготовил редизайн завода “Энергия из отходов” в Японии - в Осаке. Хундертвассер подготовил две версии дизайна трубы, но первая версия не была принята по бюджетным соображениям. На заводе также стоит современное оборудование по очистке дымовых газов, снижающее до минимума вредные выбросы.
"Зеленая цитадель" стала последним проектом Хундертвассера, над которым он работал вплоть до смерти. Раньше на этом месте стояла панельная пятиэтажка, а до нее - церковь Святого Николая, сильно пострадавшая во время Второй мировой войны. Помимо квартир и магазинов, здесь расположены детский сад и отель. Крыши покрыты травой, а из любого окна нельзя увидеть два окна одной и той же формы.
Хундертвассер подчеркивал, нужно отложить все споры между людьми в сторону и заключить мирный договор с природой, которая и является вышестоящей силой.
“Человеческое общество должно опять стать безотходным. Только тот, кто уважает свои отходы и использует их снова в безотходном обществе, преобразует смерть в жизнь и имеет право на продолжение существования. И если человек признает этот круговорот, он позволяет совершиться возрождению жизни”