Найти тему
Военщина

"Безумству храбрых поём мы славу!". О подвигах югославских лётчиков в годы войны в Косове.

Оглавление
Зоран Радосавлевич
Зоран Радосавлевич

Сегодня я вам расскажу о Героях, чьи подвиги и поступки служат хорошим примером того, каким должен быть патриотизм, долг и честь.

24 марта 1999 года наступили самые страшные времена для Югославии. НАТО, надеясь поддержать подконтрольные ей албанские формирования в Косове, начала широкомасштабную воздушную и частично наземную агрессию против Белграда. Весь мир встал против маленькой страны на Балканах, даже Россия ничего не смогла предпринять в отношении защиты и помощи своим союзникам. Самолёты Альянса наносили ракетные удары по всем крупным городам. ВВС Югославии очень сильно уступали в современной технике НАТО, в основном используя старые советские самолёты. Для того чтобы дать достойный бой противнику, Белграду были необходимы военные профессионалы. Тут то и появляются ОНИ.

Молодой Зоран Радосавлевич во время своего обучения в Мостаре.
Молодой Зоран Радосавлевич во время своего обучения в Мостаре.

Выпускник Военно-воздушной академии Зоран Радосавлевич был одним из лучших учеников на факультете спутниковой навигации. Свой первый боевой опыт Зоран получил будучи летчиком-истребителем Миг-21 ещё в 1992 году, где так же был повышен до капитана и пересел на Миг-29, став самым молодым летчиком-истребителем в эскадрильи. Во время агрессии НАТО югославские ВВС, как я уже упомянул, были очень не важного состояния и во всем сильно уступали Альянсу. Радиолокационная дальность обнаружения Миг-29 составляла всего около 60 км, в то время как авиация НАТО 120 км. То есть, югославские летчики могли сбиваться еще задолго до того, как заметят противника.

Капитан Зоран Радосавлевич (второй справа) и остальные летчики югославских ВВС.
Капитан Зоран Радосавлевич (второй справа) и остальные летчики югославских ВВС.

26 марта 1999 года в 12:30 в аэропорту Батайница, где базировалась 127-я авиационное эскадрилье «Рыцари», сработала воздушная тревога. В 16:45 капитан Радосавлевич и майор Слободан Перич получили безумный приказ начальства - вылететь на перехват самолётов НАТО вылетевшим из Боснии и вступить с ними в бой. Уже изначально это было похоже на самоубийство, даже мать Зорана Радосавлевича отпрашивала сына от вылетов, на что тот ей ответил:

Я должен, мама. Кем будет человек, если он потеряет Родину? Мы, пилоты, должны принять на себя первый удар, чтоб спасти хотя бы одного ребенка в этой стране.
Зоран Радосавлевич.
Зоран Радосавлевич.

Это были последние слова Зорана Радосавлевича матери. Никто не сказал "Я этого делать не буду". Сев в свои самолёты, два летчика приняли решение лететь на очень низкой высоте, чтобы вражеские радары не могли их заметить. Это была единственная возможность близко приблизиться к противнику. Из-за неисправности собственных радаров, пилоты пытались заметить самолёты НАТО хотя бы визуально, но этого сделать не удалось, ибо штурмовики врага были гораздо выше чем штурмовики Перича и Радосавлевича. Пересекая границу Республики Сербской (автономия в составе Боснии и Герцеговины) майор Перич принял решение подняться выше до 8000 км, чтобы сравняться и заметить противника.

Майор Слободан Перич
Майор Слободан Перич

Уже на высоте майор визуально замечает как НАТОвские F-15C выпустили в их сторону по две ракеты на каждый самолёт. Он сразу же дал команду капитану мол "Уходи, они выпустили ракеты, ты видишь белые метки?!" На что получил ответ Радосавлевича "Ухожу в облака!". Два Миг-29 пытались выполнить противоракетные маневры но из-за технических уступок перед американской авиацией оба были сбиты ракетами. Майор Перич успел катапультироваться и, оказавшись на земле, попытался спрятаться от местного сербского населения, которое его приняло за американского летчика. А вот Зорану Радосавлевичу не повезло - его самолёт упал вместе с ним. Тело отважного капитана было увезено в местный морг солдатами Войска Республики Сербской.

Полковник Миленко Павлович
Полковник Миленко Павлович

Ещё один Герой статьи был командиром 104-ого истребительного авиационного полка. Полковник Миленко Павлович, участвовавший в боевых действиях начиная с начала НАТО-вских бомбардировок в конце марта 1999 года, проявил настоящее мужество. 4 мая, узнав о целой группе самолётов противника в районе Вальево, одному сербскому пилоту была дана задача вылететь на перехват. Как только об этом узнал полковник, то сразу же отдал приказ через телефон чтобы летчика задержали и сам, буквально вытащив пилота из кабины, сел в Миг-29, тем самым вылетев вместо подопечного. Уже в воздухе в районе Вальево генератор переменного тока его самолета дал сбой, следом "полетел" и радар. То есть, Миг-29 превратился в бесполезную жестяную банку, но полковник не стал поворачивать назад. Через какое то время ему навстречу вышло два американских самолёта (а не шестнадцать, как любят упоминать некоторые источники) F-16CJ.

Полковник Миленко Павлович
Полковник Миленко Павлович

Изначально безрассудный и храбрый поступок был обречен на провал, будем честны. Полковник в одиночку вступил в 12-минутный бой и начал уклоняться от атак, но силы были не равны. В результате выпущенных трёх ракет "Эмрэм" Миленко Павлович был сбит и погиб ещё будучи в самом самолёте. Обломки и тело полковника нашли возле села Петница.

Живота Джурич.
Живота Джурич.

Следующий Герой статьи полковник Живота Джурич был командиром 241-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи. Его подвиг был совершен ровно через сутки после начала агрессии НАТО.

25 марта 1999 года Джурич командовал небольшой группой самолетов выполнявших запланированный полет в районе Глоговац. Будучи за штурвалом СОКО J-22 Орао, полковник заметил c воздуха албанские формирования вблизи села Ликовац, где у них были расположены база, командный пункт и склад. Пролетая над пересеченной местностью в трудных навигационных условиях на высоте всего пятьдесят метров, Джурич выпустил две ракеты по вражеским объектам и начал возвышаться. В этот самый момент албанцы открыли огонь с земли и в самолёт попадает ракета. Понимая что падение это всего лишь вопрос времени, как заверяли очевидцы, полковник направил свой подбитый самолёт в скопление боевиков и, пожертвовав собой, погиб.

Я не люблю идеализировать людей чья работа это война. Но любой храбрец, совершивший ПОСТУПОК и проявивший лучшие мужские качества, достоин того, чтобы его помнили и славили в веках как Воина. Не стали исключениями и югославские летчики, вставшие живым щитом на пути агрессии против своего народа.

С уважением, Военщина!