Религиоведение - это академическая дисциплина, которая есть во всех классических университетах мира. Что изучает религиоведение? Кажется, что ответ прост: изучает религию. Но все гораздо сложнее.
Религию может изучать любой человек, но он не станет при этом религиоведом в академическом понимании. Теология тоже изучает религию, но теология не является наукой в современном смысле. Религию изучают верующие, когда пытаются понять место Бога в своей жизни, но это не религиоведение.
Религию изучают эзотерики, когда пытаются разузнать при помощи своего религиозного опыта тайные смыслы Библии, Корана или Бхагавадгиты. Но это их не делает религиоведами.
Тогда что изучает религиоведение?
Я не буду писать историю религиоведения (могу написать отдельную статью об истории: если интересно, то пишите в комментариях). Всё, что нужно знать о религиоведении, сводится к одной фразе: научное изучение религии.
Религиоведение включает в себя перечень социо-гуманитарных наук. Это будет не совсем точный список, но он будет полезен для понимания сущности религиоведения.
1. История религии
Можно по разному называть эту дисциплину. С ней есть свои сложности. Это может быть классическое "история религии", более современное "история религий", или "истории религии или религий". Методологи науки до сих пор спорят, какое название лучше подходит.
Важно то, что наука история изучает религию в её исторической ретроспективе. История выступает как базис. Отвечает на вопросы, типа как возникла та или иная религия, как развивалась, какие источники мы имеем об этом, какие факторы повлияли на неё и т.д.
2. Философия религии
Философия имеет сложный статус, её можно считать как наукой, так и вненаучной формой познания. Но в религиоведении философия используется именно как научная дисциплина. Она отвечает на вопросы о сущности и пределах религии, о том, как религию понимали философы в течение всей истории. Как понимается бытие в религиозных системах, как происходит познание сверхчувственных существ, что религия говорит об истине и возможности познания абсолюта.
3. Антропология религии
Именно благодаря этнографам и антропологам возникло религиоведение, потому что они смогли описать многообразие религиозного мира еще в 18 веке. С этого начинается близкая к науке систематизация и анализ накопленных знаний о религии.
Антропологи пытаются ответить, как религия влияет на жизнь человека не только на уровне мировоззрения, но и в повседневности. И наоборот, как человек повлиял на религию, которую он исповедует.
4. Социология религии
Социология религии появилась тогда, когда появилась социология. Эта наука рассматривает религию как социальный институт и как совокупность социальных практик, рассматривает влияние общества на религию и наоборот. Благодаря социологии мы знаем, что есть разные религиозные группы, типа "церковь", "секта", "деноминация". Это устаревшие понятия для религиоведения, но раньше это давало большой толчок для развития науки о религии.
5. Психология религии
Психология изучает религиозные переживания, поведение верующих, истоки религиозных представлений исходя из психической предрасположенности и особенностей человека. Важные вопросы: что такое религиозное сознание, вера, потребности верующего, его взгляды и настроения.
6. Феноменология религии
Для меня это наиболее сложное направление в религиоведении, потому что здесь нужно не только включать мозг, но и перенастраивать его на иной лад мышления. Здесь цель заключается в том, чтобы понять отношение верующего к объекту его веры. Какая связь между ними складывается. Важный момент: для феноменологии интересен сам феномен религиозного без всяких социальных, культурных, политических и экономических аспектов. Религиозное как оно дано, как оно есть.
Есть еще другие направления: культурология религии, семиотика религии, филология религии, когнитивное религиоведение. Но все они являются частными моментами или интеграцией перечисленных выше направлений.
Среди различных конфессий модно говорить о православном религиоведении, или исламском религиоведении. Это всё прекрасно, только никакого отношения к религиоведению эти "науки" не имеют. Религиоведение не может быть "православным", или "мусульманским", "буддийским", и даже "атеистическим", как это было в СССР. Религиоведение - это наука, а не околонаучная форма теологии или какой-либо идеологии.