Первая часть ТУТ
И на свеев и на татар
Ушкуйники часто ходили в поход на своих соседей – шведов, или, как их называли на Руси – свеев. В 1311 году новгородское войско на ушкуях вышло в Финский залив. Оно осадило Выборг, но, не сумев взять замок, разорили прилегающие к нему финские земли, захватив большую добычу. В мае 1318 года новгородцы захватили и сожгли город Або – тогдашнюю столицу Финляндии. При этом их добычей стал собранный за пять лет со всей Финляндии церковный налог, предназначенный к отправке в Рим к папе. В 1320 г. дружина новгородского боярина Луки Варфоломеевича на ушкуях прошла Северной Двиной, вышла в Белое море, а затем в Северный Ледовитый океан и разорила область Норвегии Финмаркен, располагавшуюся между южным берегом Варангер-Фьорда и городом Тромсе, причем так досадили Норвегии, что король норвежский даже обратился за помощью в Ватикан, призывая папу организовать очередной крестовый поход для уничтожения этих разбойников. Но все же главной целью походов новгородцев стала Золотая Орда и прилегающие к ней земли. По Волге и ее притокам шли караваны судов с грузами из стран Ближнего и Среднего Востока, Индии и Китая, а также с севера из бассейна Печоры и Северной Двины. Многие из этих кораблей стали добычей новгородских ушкуйников. Первый свой крупный поход на татар ушкуйники предприняли в 1360 году. С боями прошли они по Волге до Камского устья, а затем взяли штурмом большой татарский город Жукотин (Джукетау, близ современного города Чистополя). Захватив огромную добычу, ушкуйники вернулись назад и начали «пропивать зипуны» в городе Костроме. Хан Золотой Орды Хидырбек, отправил гонцов к тамошним князьям. Князья (суздальский, нижегородский и ростовский) внезапно напали на ушкуйников, связали их, и выдали татарам. В отместку ушкуйники захватили и сожгли Нижний Новгород, а Кострому стали грабить почти каждый раз, как проплывали мимо. В 1363 году ушкуйники во главе с воеводами Александром Абакуновичем и Степаном Ляпой вышли к реке Оби. Здесь их рать разделилась – одна часть пошла воевать вниз по Оби до самого Ледовитого океана, а другая пошла гулять по верховьям Оби на стыке границ Золотой Орды, Чагатайского Улуса и Китая. Вернувшись с добычей, ушкуйники не угомонились. В 1366 году новгородские бояре Осип Варфоломеевич, Василий Федорович и Александр Абакунович громили караваны между Нижним Новгородом и Казанью. Ордынские войска опять оказались бессильными перед ушкуйниками, и хан Золотой Орды обратился за помощью к московскому князю Дмитрию Ивановичу (будущему Донскому). Дмитрий шлет грозную грамоту в Новгород. На что бояре ответили отпиской – «Ходили де люди молодые на Волгу без нашего слова, но гостей твоих не грабили, били только басурман».По мнению новгородцев, бить басурман было делом обыденным, житейским, а насчет своей непричастности бояре слукавили. На самом деле с ушкуйниками ходили лучшие новгородские воеводы. Оружием и деньгами им помогали богатые новгородские купцы, причем, не безвозмездно; вернувшись, ушкуйники щедро делились добычей.
Дрожи, Орда!
С 1360 по 1375 год ушкуйники совершили восемь больших походов на Среднюю Волгу, не считая малых налетов. В 1374 году ушкуйники в третий раз взяли город Болгар (недалеко от Казани), затем пошли вниз и взяли сам Сарай – столицу Золотой Орды.В 1375 году новгородцы на семидесяти ушкуях под началом воевод Прокопа и Смолянина оказались у Костромы. Московский воевода Александр Плещеев с пятью тысячами войска вышел им навстречу. У Прокопа было всего полторы тысячи ушкуйников, но он их разделил на две части: с одной вступил в бой с московской ратью, а другую отправил тайно в лес в засаду. Удар этой засады в тыл Плещееву решил дело. Москвичи разбежались, а ушкуйники в очередной раз взяли Кострому. Отдохнув пару недель в Костроме, ушкуйники двинулись вниз по Волге. По традиции они разграбили Болгар и Сарай-Берке. Причем правители Болгара, наученные горьким опытом, откупились большой данью, зато ханская столица Сарай-Берке была взята штурмом и разграблена. Ушкуйники и дальше продолжали свои грабительские походы. В 1392 году они опять взяли Жукотин и Казань. А в 1409 году новгородский воевода Анфал повел 250 ушкуев на Волгу и Каму.
В начале 70-х годов XIV века опорным пунктом ушкуйников стал Хлынов – крепость на реке Вятке. Высшая власть в Хлынове принадлежала вечу. В отличие от Новгорода и Пскова хлыновское вече никогда не приглашало к себе служилых князей. Для командования войском вече выбирало атаманов. Местоположение Хлынова облегчало его жителям походы как в Предуралье и за Урал, так и на булгар и Золотую Орду. В 1391 году по приказу хана Тохтамыша татары разорили вятские земли, и осадил Хлынов. Но после ухода татар новгородские ушкуйники вместе с устюжанами напали на принадлежавшие татарам булгарские города – Казань и Жукотин и разорили их. Окончательно же покончить с Хлыновым удалось лишь в 1489 году, когда Великий князь московский Иван III двинул на Вятку 64-тысячное войско под началом воевод Данилы Щени и Григория Морозова. Были в войске и казанские татары под предводительством князя Урака. 16 августа московская сила появилась под Хлыновым. Сопротивляться такой силе было невозможно. Вятчане попробовали подкупить воевод. С этой целью они выслали воеводам хорошие поминки. Воеводы эти поминки приняли, но дали лишь день отсрочки штурма города. Уже после начала штурма вятчане вступили в переговоры о капитуляции.
Это позволило бежать значительной части осажденных. По приказу Ивана III большая часть жителей Хлынова переселили в московские города, а главных «крамольников» казнили.
Статья размещена с письменного разрешения автора Александра Петровича Харникова. Перепечатка, копирование возможно только с личного разрешения автора. Постоянное месторасположение писателя ТУТ.