Найти тему

Всё уже придумали до нас! Или как сделать сюжет оригинальным

«Нет ничего нового под Солнцем» Ветхий Завет

Мечтаете написать что-то новое, оригинальное, чтобы не было аналогов в истории? Будьте готовы к тому, что поиск такой идеи может занять десяток, а то и сотню лет. Потому что количество сюжетов в мировой литературе далеко не бесконечно, и у всего, что вы создадите, будет существовать аналог или же нечто практически полностью копирующее вашу задумку.

Литература - это искусство слова, знания, самовыражения. Образованные люди всех времён и народов старались запечатлеть с помощью слова историю своей эпохи, взаимоотношения между людьми, знаменательные события. Со временем истории приобрели очерченные сюжеты. Их количество до сих пор варьируется, и никто не может сказать наверняка, сколько сюжетов в литературе.

Вам знакомо понятие «Блуждающий сюжет»? Это значит, что истории повторяются из поколения в поколение, переходя из уст в уста, трансформируясь и обрастая всё новыми подробностями. Некоторые из них практически полностью видоизменяются, но всё же остаются похожими на предшественников. Сравните, к примеру «Одиссею» Гомера и «Властелин колец» Джона Толкиена. Эти два гиганта написаны в совершенно разное время, но, не смотря на это, подчиняются одной сюжетной схеме. Главными героями обоих произведений являются личности смелые, решительные, настойчивые и, самое главное, честные. Главным составляющим сюжетов становится противостояние добра и зла. В «Одиссее» зло предстаёт перед нами в облике Богов, с которыми Одиссей справляется на протяжении всего своего долгого пути. Во «Властелине колец» Фродо противостоит зло иного плана – тёмная магия. Оба героя отправляются в странствие ради великой цели, но на долю их ложатся тяжкие испытания, которые им придётся преодолеть силой собственного характера и воли. Но главной остаётся одна цель – вернуться домой.

Перу великого Шекспира принадлежат 38 драматических произведений, сюжеты которых англичанин заимствовал из ренессансных новелл, мифов и легенд. Его нельзя в этом обвинять, поскольку заимствование считалось делом обычным в эпоху Возрождения. Великолепная история двух влюблённых, принадлежавших к противоборствующим семьям, впервые встречается в сборнике итальянского писателя Мазуччо Салернитанца в 1476 году. После этого она кочевала целых 100 лет от одного автора к другому, менялись лишь незначительные детали и имена главных героев: Джулия и Ромео, Ромеус и Джульетта. Несмотря на то, что сюжет далеко не уникален, наиболее известной и любимой читателями всех времён и народов остаётся по-прежнему версия Шекспира.

Кадр из фильма «Ромео и Джульетта» 2013г.
Кадр из фильма «Ромео и Джульетта» 2013г.

Авторы стараются использовать полюбившиеся всем приёмы и сюжеты, модернизируя, упрощая или усложняя их на свой вкус. Однако основные сюжетные линии практически не терпят изменений, за исключением стилизации конкретной эпохи, в которую было написано то или иное произведение.

Всё новое – хорошо забытое старое…

Не в пример науке и технике, в которых с появлением новых технологий старые уходят в забытье, добрая и гостеприимная старушка литература и «старых» прокормит, и «новым» спальное место выделит.

О том, сколько же всего сюжетов в мировой литературе, споры ведутся давно. Французский драматург Жорж Польти в начале 20 века классифицировал сюжеты литературы аж по 36 пунктам, американский писатель – сатирик Курт Воннегут выделял 8 сюжетных линий, английский писатель и журналист Кристофер Букер в своей статье «Тhe 7 basic plots: Why We Tell Stories» остановился на 7 вариантах, а аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес в своей новелле «Четыре цикла» указал 4 основных сюжета мировой литературы.

Мы составили свой список 10 наиболее актуальных сюжетов современности:

1. Приключение. Всё, казалось бы, начинается достаточно тривиально: дни сменяются днями, жизнь спокойна, и ничего не предвещает беды, но однажды всё переворачивается с ног, на голову и превращается во что-то неожиданное, захватывающее, потрясающее. Герой отправляется в далёкое, трудное и полное опасностей, поджидающих на каждом шагу, путешествие. Его путь становится настоящим приключением с погоней, поисками клада или потерянного человека. Обычно такая история заканчивается хэппи эндом. Клад найден, те, кто был в опасности, теперь свободны, можно ещё и любовь по дороге найти. («Вокруг света за 80 дней» Жюль Верн, «Копи царя Соломона» Г. Райдер Хаггард, «Путешествие к центру земли» Жюль Верн, «Похитители бриллиантов» Луи Буссенар, «Стажёры» братьев Стругацких, «Зов предков» Джек Лондон).

2. Похищение. Здесь в центре событий обязательно присутствует похититель, похищаемый и защитник. Последний рьяно борется со злом, чтобы вернуть на волю незаконно удерживаемого, хотя развитие сюжета может пойти совершенно неожиданным образом. («Сад бабочек» Дот Хатчисон, «Мизери» Стивен Кинг, «Убийство в восточном экспрессе» Агата Кристи, «Молчание ягнят» Томас Харрис, «Коллекционер» Джон Фаулз). А чего только стоят женские романы о похищенных невестах, которые к великому удивлению читательниц к концу книги без памяти влюбляются в своего похитителя («Похищенная невеста» Джоанна Линдсей, «Похищение по-американски» Сандра Браун, «Украденная невеста» Бренда Джойс).

3. Месть. Это один из грехов, которому подвержены большинство людей, и было бы неоправданно обойти вниманием многочисленные сюжеты, основанные на мести, которая к слову многогранна: месть, преследующая преступление, кровная месть, месть из ревности или месть сопернику. Столько вариантов - бери ручку и изливай идеи на бумагу! («Граф Монте-Кристо» Александр Дюма, «Крёстный отец» Марио Пьюзо, «Грозовой перевал» Эмили Бронте, «Ворошиловский стрелок» Виктор Пронин, «Месть» Иван Бунин).

4. Катастрофа. Внезапное бедствие, которое в одночасье меняет жизнь миллиардов людей, руша их дома, города и даже страны. На эту тему написано столько книг и снято столько фильмов, что просто невозможно обойти этот сюжет стороной. («Бункер. Иллюзия» Хью Хауи, «Бегущий в лабиринте» Джеймс Дашнер, «Война миров» Герберт Уэллс, «5-я волна» Рик Янси, «Гостья» Стефани Майер, «Послезавтра» Уитли Страйбер, «Противостояние» Стивен Кинг).

Кадр из фильма «Послезавтра» 2004г.
Кадр из фильма «Послезавтра» 2004г.

5. Из грязи в князи (по Кристоферу Букеру). Здесь история разворачивается вокруг ничем не примечательного героя, который по стечению непреодолимых обстоятельств открывает в себе необычайные особенности. В конце такой герой, пройдя массу посланных судьбой испытаний и приложив для этого серьёзные усилия, оказывается на вершине успеха, будь то успех в делах, в любви или в обществе. («Джейн Эйр» Шарлотта Бронте, «Золушка» Шарль Перро, «Мартин Иден» Джек Лондон, «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд).

6. Туда и обратно (По Кристоферу Букеру). Это довольно востребованный сюжет во все времена и эпохи. Главному герою предстоит пройти сложный путь в попытке вернуться домой, в привычный мир, откуда его вырвали сложившиеся обстоятельства. («Робинзон Крузо» Даниель Дефо, «Машина времени» Герберт Джордж Уэллс, «Алиса в зазеркалье» Льюис Кэрролл). Современная сентиментальная проза пестрит романами про «попаданок» в иные миры («Невеста из ниоткуда» Андрей Посняков, «Забудь моё имя» Анна Гринь, «Наследница чёрного озера» Ева Никольская).

7. Преследование. Причинами этого могут стать совершённые умышленно или нечаянно ошибки, за которые герой не хочет нести наказание, неугодные властям политические взгляды или пресловутый побег от опасного человека. Такие сюжетные линии по большей своей части очень динамичны и держат читателя в напряжении до самой последней страницы. («Дневник жертвы» Клер Кендалл, «Все её страхи» Питер Свенсон, «Разбойники» Фридрих шиллер, серия книг о Шерлоке Холмсе Артура Конан Дойла, «Я слежу за тобой» Тереза Дрисколл).

8. Победа над чудовищем (По Кристоферу Букеру). Очевидно, что главной задачей героев такого сюжета становится победа над монстром, чудищем, каким бы оно ни было: невиданным зверем, огнедышащим драконом, или неуёмной властью. В качестве награды герой получает желаемое в виде богатства, власти или любви. («Оно», «Лангольеры» Стивен Кинг, «Граф Дракула» Брем Стокер, сага о Гарри Поттере Джоан Роулинг, «Остров доктора Моро» Герберт Уэллс).

Кадр из фильма «Остров доктора Моро» 1996г.
Кадр из фильма «Остров доктора Моро» 1996г.

9. Воскресение (По Кристоферу Букеру). Тёмные силы не дремлют и насылают на главного героя страшное проклятие. Вывести его из этого состояния можно только с помощью чуда, которое и случается. («Белоснежка и семь гномов» Братья Гримм, «Красавица и чудовище» Шарль Перро, «Рождественская история «Чарльз Диккенс, «Снежная королева» Ханс Кристиан Андерсен).

10. Препятствия любви. Любовь во все времена была подвержена сплетням, слухам и недовольствам. Да, это самое прекрасное чувство на свете, но зачастую оно окружено ненавистью и завистью, поэтому героям таких историй приходится за свою любовь побороться, и, к сожалению, не всегда это приводит к счастливому финалу. («Ромео и Джульетта» Уильям Шекспир, «Узорный покров» Сомерсет Моэм, «Триумфальная арка» Эрих Мария Ремарк, «Тёмные аллеи» Иван Бунин, «Поющие в терновнике» Колин Маккалоу).

До сих пор литераторы не пришли к однозначному выводу – сколько же всего сюжетов в мировой литературе, но в итоге одни начинают забываться в силу эпохальных перемен, а другие выходят на первый план. Мы пишем о том, что актуально в наше время. Однако нельзя запретить писателю использовать в своём произведении именно то, что нравится ему.

Несмотря на ограниченность сюжетов, вы можете выбрать любой из них и сотворить прекрасное произведение, поэтому не стоит расстраиваться. В мире много свободных вакансий для хороших писателей и их захватывающих произведений. То, что основа является одной для многих книг, не исключает их уникальности. Каждая книга – уникальна, также, как и человек. Нет одинаковых людей – мы все имеем один и тот же набор внутренних органов, скелет, и кожный покров. Но каждый человек уникален! Так же и с книгами. Каждая неповторима. Пишите, и ваш читатель вас найдёт!)

Мария. Писатель Книжной мастерской Елены Обух.